Зачем клиенту и агентству отчет по SEO
Регулярная отчетность помогает клиенту контролировать рекламные бюджеты, видеть работу подрядчика и ее результат. Агентству это помогает завоевать доверие заказчика, подтвердить свою эффективность и продлить контракт.
Без отчетов клиента может возникнуть чувство, что на проекте ничего не происходит, ему может быть непонятно, как ваши действия сказываются на конечном результате — продажах. Отчеты помогают контролировать качество услуг агентства, понимать, куда уходят деньги и время. В результате вы выстраиваете с клиентом доверительную коммуникацию, это помогает в рабочих процессах — например, узнать важную информацию, запросить нужные материалы, скорректировать планы с учетом пожеланий клиента. Доверие и коммуникация важны для долгосрочного сотрудничества.
Учимся делать понятные отчеты для заказчиков:
Главные принципы, как составить отчет для клиента
И не усыпить его во время презентации результатов
Как составить отчет по SEO
Составлять отчеты можно раз в неделю или раз в месяц, в зависимости от желания заказчика. На раннем этапе сотрудничества клиент, скорее всего, захочет больше контроля, а значит, еженедельных отчетов и созвонов. Со временем, когда установится доверие и агентство подтвердит свою эффективность, можно перейти к двухнедельным или месячным спринтам.
Александр Никитин рекомендует внести в SEO-отчет для клиента следующие разделы.
Базовые показатели — помогают подтвердить объем и эффективность работы, обосновать бюджет и запланировать траты на следующий месяц.
- Проделанная работа.
- Планируемая работа.
- Конверсии (заказы, звонки, доход, заявки) с разрезом по источникам.
- Трафик из поиска.
- Видимость в поиске.
- Выводы, гипотезы, предложения.


Детальная аналитика — помогает обосновать перед клиентом те или иные решения. Например, почему стоит заказать копирайтерам пять статей на конкретную тему и выделить на это деньги.
- Распределение трафика по каналам — покажет клиенту, какой вклад источник вносит в общий трафик.
- Типы устройств — для понимания, с каких устройств пользователи приходят на сайт и почему стоит потратить деньги, чтобы улучшить показатели (например, за счет улучшения пользовательского опыта).
- Разрез по поисковым системам — покажет клиенту перспективы развития в том или ином поисковике, где имеет смысл вложить больше денег в продвижение и почему.
- Динамика поискового трафика по месяцам — покажет клиенту ваш прогресс за долгий период.
- Сравнение поискового трафика с аналогичным периодом прошлого года — чтобы исключить сезонность, важно сравнить показатели с прошлым годом.
- Популярные страницы входа — чтобы показать клиенту, на какие страницы приходит поисковый трафик, и обосновать задачи по оптимизации других важных страниц.
- География конверсий — для понимания, откуда приходят клиенты. Покажет точки роста и проблемы по каждому региональному направлению.


Как сделать отчет понятным для клиента
Составить отчет, который сделает вашу работу видимой и ценной для клиента, поможет понимание, какие критерии важны именно для него.
Начните с согласования метрик с клиентом. Вынесите то, что интересно бизнесу, на первый план. Например, для одной компании важным может быть трафик и видимость в поиске, потому что ей нужно строить узнаваемость бренда. Для другой — конверсия из поиска, потому что ей нужно повысить продажи.
Чтобы отчет был понятен клиенту, его нужно не просто выслать, а презентовать. Отчетный созвон — это возможность не только показать себя, но и пообщаться с клиентом, узнать важную информацию. Выносите в начало презентации то, что понятно клиентам с разным уровнем знаний в SEO: список выполненных задач, планы, краткий анализ текущей ситуации, гипотезы и предложения. Затем можно подтвердить свои выводы и решения цифрами и детальным анализом.
Визуализируйте данные и показывайте их в динамике, чтобы прогресс и влияние ваших действий на развитие бизнеса было наглядным. Насколько увеличился трафик по сравнению с прошлым месяцем? Какой процент от запланированных посещений вы получили в течение первой недели месяца? Используйте графики, диаграммы и пайчарты, чтобы сделать ваш вклад очевидным.