Часто на старте проекта непонятно, за что хвататься, сколько это займет времени, кто нужен для реализации и что в итоге выйдет. Как из этой точки выстроить работающую систему с помощью метода критической цепи, обсудили с Глебом Синевым — продакт-менеджером с опытом более восьми лет.
Суть метода критического пути
Метод критического пути (СРМ — Critical Path Method, МКП) — это способ ускорить работу над проектом за счет задач, которые можно делать параллельно.
Критический путь — это время, которое потребуется на весь проект. Он уже учитывает то, что часть задач будет сделана параллельно.
Как построить работу по методу критического пути за семь шагов:
- Разбить проект на отдельные задачи.
- Понять, кто нужен под каждую задачу и сколько таких специалистов можно выделить из команды.
- Оценить, сколько времени займет каждая задача.
- Посмотреть, какие этапы можно выполнять параллельно.
- Соотнести задачи по длительности.
- Оформить критический путь визуально: с помощью схемы или диаграммы Ганта. Диаграмма Ганта столбчатая диаграмма, которую часто используют для оформления графиков работ.
Останется только поставить задачи сотрудникам и назначить дедлайны согласно расчетам.
Организовать работу по методу критического пути помогают различные инструменты, например таск-трекеры и таблицы. Их используют для предварительной оценки длительности проекта, расчета размера команды и бюджета.
Рассмотрим, как управлять проектом по методу критического пути, на примере разработки сайта:
- Определить задачи: дизайн, разработка, контент, SEO.
- Найти тех, кто будет работать над проектом, и подобрать необходимое количество специалистов: дизайнера, двух разработчиков, двух копирайтеров, SEO-специалиста.
- Понять, что можно делать параллельно: разработку, технические работы и создание контента.
- Оценить минимальное время начала и окончания работы каждой команды.
- Найти максимальные даты старта и завершения работ: месяц на дизайн, три месяца на разработку, месяц на технические работы, два месяца на контент, месяц на базовое SEO.
- Соотнести длительность задач: в то время, пока идет разработка и настройка сайта, можно писать тексты и подбирать иллюстрации.
- Нарисовать график работы с дедлайнами, исполнителями и задачами.
- Посчитать критический путь: месяц на дизайн, четыре месяца на параллельные задачи, месяц на базовое SEO — то есть проект займет полгода.
- Сообщить срок заказчику.
- Назвать команде дедлайны по минимальному расчету и приступить к реализации проекта.
Так можно сдать проект на два месяца раньше за счет создания контента одновременно с техническими работами. При этом разница между самым ранним и поздним сроком выполнения работ станет временным резервом. Он поможет сдать работу в срок, даже если в процессе будут возникать сложности и задержки.
При работе по методу критического пути важна коммуникация внутри команды — регулярные отчеты и встречи. Это поможет вовремя реагировать на изменения в случае смены плана.
Скоростью работы можно управлять. Например, если взять на проект двух SEO-специалистов, получится закончить базовую SEO-оптимизацию в два раза быстрее. Это оправдано, так как задача относится к критическим и определяет срок окончания проекта. А вот брать третьего копирайтера бессмысленно: на создание контента и так можно заложить в два раза больше запланированного времени. Тогда логичнее для этой работы изначально взять не двух специалистов, а одного.
Плюсы и минусы методики
МКП помогает наглядно проследить, сколько времени нужно на весь проект и каждую задачу по нему.
Плюсы методики:
- сокращает траты времени — часть задач работники выполняют параллельно;
- делает процесс наглядным — сразу видно, на каком этапе команда, кто успевает, а кто нет;
- помогает расставить приоритеты — больше внимания тем задачам, которые нельзя делать одновременно;
- сокращает риски — резерв времени позволяет не нарушать дедлайн проекта, даже если в процессе работы были задержки или сложности.
Этот способ управления подходит, если времени мало. Он поможет правильно его распределить.
Метод критического пути в первую очередь помогает планировать и контролировать сроки каждой задачи в рамках проекта.
При этом МКП не идеален — нужно учесть ряд нюансов, прежде чем его внедрять.
Минусы методики:
- плохо адаптируется к переменам — если появились новые задачи или нужно переделать старые, придется пересчитывать весь график;
- не контролирует занятость сотрудников — человек может быть одновременно занят в двух проектах, а время на задачу рассчитывают как для одного;
- не учитывает качество работы — если один этап придется переделывать, могут задержаться все остальные.
Для работы над проектом по методу критического пути должна быть возможность разбить любой процесс на понятные задачи и спрогнозировать время их выполнения.
Где и как использовать
Работа по методу критического пути подходит для проектов внутри агентства и от внешних заказчиков.
Лучше всего этот метод подходит при работе над асинхронными задачами. То есть когда нет прямой зависимости между задачами и каждая единица может управляться отдельно или почти отдельно от другой части задач.
Принципы метода критического пути подходят практически всем проектам в маркетинговом агентстве, особенно на старте. Когда нужно запустить SMM-продвижение или рекламу для нового клиента, разработать сайт или коммуникационную стратегию, важно как можно раньше представить заказчику какой-то результат. Если выстроить работу по методу критического пути, презентовать проект получится раньше. А чем раньше он будет утвержден и запущен, тем быстрее клиент увидит результаты. Это повысит шансы на продолжение сотрудничества.
Использовать метод критического пути лучше не изолированно, а сочетать с другими способами организации работы. Любая методология — это не свод строгих правил, а инструмент. Его нужно адаптировать под конкретную команду и проект, чтобы добиться комфортной работы и нужного результата.