Что зафиксировать в документах, если повышаете цену

Как юридически закрепить договоренность с клиентом и почему иногда это невозможно

Руководство
28.03.24
Автор:
#Документы#Налоги

В условиях волатильного рынка агентство вынуждено периодически повышать цены. Как всё оформить, если вы уже заключили договор с клиентом и зафиксировали цены? Отвечаем в статье.

Никита Ивкин,
бизнес-юрист

Как и где фиксировать повышение цен?

Нельзя договориться с клиентом о повышении цен на словах и с начала месяца просто брать новую сумму — важно всё закрепить в документах (основном договоре или дополнительном соглашении к нему). Это возможно, если вы работаете по договору абонентского обслуживания. Абонентский договор Договор оказания услуг, при котором абонент (т. е. клиент агентства) регулярно вносит платежи за право требовать от агентства исполнения услуг по этому договору.

На этапе заключения договора полезно добавить в текст стандартную фразу: указание, что цена время от времени может меняться в зависимости от рыночного курса. Например, исполнитель имеет право повышать цену на услуги не более чем на 10% и не чаще раза в два месяца. Когда такое положение в тексте есть, агентство-исполнитель может просто уведомить клиента о повышении цены без объяснения причин, хотя для сохранения хороших отношений это не будет лишним.

Указания в договоре может не быть — это тоже не страшно, просто повышение цен придется предварительно обосновать клиенту. В этом случае клиент имеет право не согласиться на повышение цен — есть риск, что договор придется расторгнуть.

Агентство-исполнитель может немотивированно расторгнуть договор возмездного оказания услуг, если иное не предусмотрено договором. Но в договоре может быть предусмотрена компенсация за односторонний отказ от договора. Также в этом случае исполнитель должен компенсировать заказчику убытки (прямой ущерб и упущенную выгоду). Однако на практике доказать возникновение таких убытков и их размер достаточно сложно.

Никита Ивкин,
бизнес-юрист

В обоих случаях нужно дождаться от клиента согласия на новую стоимость услуг, а после заключить дополнительное соглашение к основному договору.

Как составлять дополнительные соглашения?

Дополнительное соглашение нужно составлять по той же форме, что и основной договор. В нём важно указать три вещи:

  • Новую фиксированную цену услуг.
  • Стандартное указание: «Во всём, что не урегулировано данным дополнительным соглашением, стороны руководствуются основным соглашением».
  • Дату, с которой дополнительное соглашение вступает в силу.

Последний пункт особенно важен в ситуациях, когда договоренность о повышении цены появилась позже начала периода оплаты. Например, 15 февраля вы встретились с руководителем заказчика и договорились о том, что с февраля услуги будут стоить на 10% больше. Дополнительное соглашение в этом случае будет от 15 февраля, но в тексте вы укажете, что цена повышается с 1 февраля, то есть дополнительное соглашение будет действовать в отношении периода, когда оно еще не было заключено.

Дополнительное соглашение — неотъемлемая часть основного договора. Если вы захотите еще раз повысить цену, нужно снова заключить дополнительное соглашение к основному договору, но присвоить ему следующий по порядку номер.

Дополнительное соглашение всегда должно быть к основному договору, даже если оно, например, заменяет какое-то другое допсоглашение. Мы так делаем потому, что по закону дополнительное соглашение сразу после вступления в силу становится частью основного договора.

Никита Ивкин,
бизнес-юрист

В дополнительном соглашении не нужно прописывать причину повышения цен — ее вы обсуждаете с заказчиком, а на бумаге фиксируете только итоговый результат вашей договоренности.

Что делать в случае проектной занятости?

Проектная работа подразумевает фиксированное и заранее согласованное вознаграждение. В большинстве случаев его повысить не удастся, даже если между моментом подписания договора и началом выполнения работ прошло много времени и цены на рынке выросли в два раза. Исключение — случаи, когда в тексте договора есть специальная приписка: «В зависимости от объемов работы цену можно увеличить на n% или до конкретного предела».

Проектная занятость — это всегда риск. Необходимо заранее оценивать стоимость своих услуг, возможное изменение цен на рынке и увеличение объемов работы. Например, вы договорились о том, что услуги будут стоить 150 000 ₽. Но заказчик долго всё согласовывал, вы приступили к работе только через год и хотите повысить цену до 200 000 ₽. Это конфликтная ситуация, в которой можно попытаться договориться с заказчиком. Возможно, он согласится с доводами и вы сможете перезаключить договор, но допсоглашение в этом случае заключить не получится.

Никита Ивкин,
бизнес-юрист

При работе по проектному соглашению исполнитель всё еще может немотивированно отказаться от исполнения договора, но важно оценивать репутационные риски. Например, если вы выиграли тендер у государственного заказчика, отказ от исполнения может привести к запрету на участие в госзакупках (вас могут включить в реестр недобросовестных поставщиков).

Главное

Дополнительное соглашение к основному договору — юридическое закрепление договоренности о повышении цены:

  1. Составляйте допсоглашение по той же форме, что и основной договор, в тексте достаточно зафиксировать новую цену и формальные уточнения.
  2. Вы можете заключить сколько угодно допсоглашений, но все нужно составлять к основному договору.
  3. Вы, скорее всего, не сможете повысить цену в случае проектного соглашения — придется либо немотивированно расторгать договор, либо соглашаться на исполнение по первоначальной цене.
Что вы узнаете:
Комментарии