Как агентству подать в суд на клиента и выиграть дело

Разбор кейсов и советы юристов

Руководство
19.12.24
Автор:
#Законы

Бывает так, что клиент тянет с оплатой или выставляет претензии, ведь сайт не понравился жене. Когда возникает ощущение, что договориться не получится, хочется пойти в суд и решить всё по закону. Мы собрали несколько кейсов и спросили юристов Никиту Ивкина и Анну Бессмертную, насколько реально агентству выиграть дело против клиента, и что для этого нужно сделать.

Никита Ивкин,
бизнес-юрист
Анна Бессмертная,
юрист Callibri

Когда стоит подавать в суд

Юристы сходятся во мнении, что мирное решение вопроса всегда лучше суда. Оптимальный вариант: иметь хорошие отношения с клиентами и обсуждать спорные вопросы. Например, задержка оплаты может быть из-за долгого согласования бюджета или каких-то бухгалтерских причин. И если клиент остается на связи с агентством, готов разговаривать и может назвать конкретную длительность отсрочки — не стоит идти в суд.

Лучше до последнего договариваться о мирном урегулировании, так как судебный процесс — это финансовые и репутационные издержки. А если клиент крупный, выйти победителем из процесса будет сложно хотя бы из-за того, что такой клиент может серьезно затянуть разбирательство (у него есть внутренние юристы или значительный бюджет на внешних консультантов).

Никита Ивкин,
бизнес-юрист

Разрешать споры без суда помогают две меры: хороший договор и качественно составленная претензия.

Защита с помощью договора. В хорошем договоре нет неоднозначных формулировок или злоупотребления обязанностями одной из сторон. Лучше всего готовить его с юристом. За него придется заплатить, но сумма будет точно меньше судебных издержек и гонорара юриста для заседаний.

Я как юрист всегда рекомендую избегать судебного спора до того момента, когда без него уже будет невозможно решить конфликт. Причем под избеганием спора я понимаю не отказ от защиты нарушенных прав и не покорность в пользу более «наглого» участника спора, а меры для досудебного решения конфликта.

Анна Бессмертная,
юрист Callibri

Претензионная работа. Хорошо составленная претензия — это не одностраничное заявление в формате «вы во всём неправы», а аргументированный список нарушений. Нужно детально перечислить, какие именно пункты и условия договора нарушены, какие конкретно обязанности проигнорировала вторая сторона и т. д.

Я всегда рекомендую при направлении претензии пытаться выйти на коммуникацию со второй стороной, чтобы обсудить перспективы спора. Живой диалог обычно позволяет понять, что с другой стороны такие же люди. У них могут свои плюсы и минусы, но в целом они готовы на взаимную работу по разрешению проблемы.

Анна Бессмертная,
юрист Callibri

Лучшее, что может сделать каждая сторона конфликта после претензии — выйти на диалог. Это полезно как для отправителя, так и для адресата. Будет нелишним обсудить проблему, услышать друг друга и вместе выработать меры по решению конфликта. Такой разговор, причем неважно лично или через видео-конференцию, часто позволяет снять большинство претензий. Особенно те, в которых больше эмоций, чем реальных нарушений.

В суд стоит идти в том случае, когда попытки претензионного урегулирования были, но провалились. Во время рассмотрения спора в суде могут открыться новые способы решения конфликта, например, можно будет выйти на путь мирного урегулирования.

Сложно мотивировать решить спор мирно, если вторая сторона отказывается даже выходить на связь. Обращение в суд подтверждает серьезность намерений и толкает контрагента искать решение. В этом случае до объявления решения суда может и не дойти, вы договоритесь с контрагентом между заседаниями, и суд прекратит производство по делу.

Никита Ивкин,
бизнес-юрист

Важно правильно оформлять документы в ходе работы над проектом. Так три рекламных агентства подали в суд на автодистрибуторов. Если у всех трех истцов были подписанные акты выполненных работ, то взыскание задолженности с клиента-неплательщика — просто вопрос времени. Об этом высказался управляющий партнер юридической компании Novator Legal Group Вячеслав Косаков. Разберемся, какие еще бумаги обезопасят агентство от проигрыша в суде.

Какие документы собирать

В суде точно потребуют договор между агентством и клиентом. Если его нет — доказать факт оказания услуг тоже можно, но намного сложнее. 

Кроме договора, под рукой стоит иметь:

  • техническое задание: в чем состоит работа, какой результат ожидает заказчик;
  • все приложения к договору;
  • платежные поручения, если нужно доказать оплату чего-либо;
  • подтверждение факта общения клиента с агентством, заверенное нотариально;
  • акты сверки;
  • акт приемки услуг;
  • выписки из ЕГРЮЛ на участников спора — для юридических лиц.

Важно четко прописывать в договоре, при каком условии услуги считаются принятыми. Это поможет избежать конфликтов на почве разницы вкусов клиента и сотрудников агентства.

Агентство «Восход» столкнулось в 2013 году со странными претензиями от клиента — компании «Быстроденьги», ООО «Магазин Малого Кредитования». Вместо конкретных замечаний они получали эмоциональные письма от менеджера в тональности, близкой к оскорбительной. Суд постановил, что возражения ответчика основаны исключительно на субъективном характере восприятия результата. И обязал бывшего клиента выплатить агентству недополученные деньги и пени.

Даже если агентство твердо намерено пойти в суд, сначала всё равно придется попробовать уладить спор претензионно. Без этого не получится пройти первую стадию процесса: судье нужно предоставить копию претензии и уведомление о ее отправке — например почтовую квитанцию.

Как правило, основные претензии агентства к клиенту касаются проблем с оплатой услуг агентства. В таком случае для суда важно доказать, что агентство со своей стороны выполнило все свои обязательства по договору и правомерно требует оплаты. В качестве доказательств по такому спору можно будет приобщить документы и скриншоты, подтверждающие выполнение агентством всех своих обязанностей.

Анна Бессмертная,
юрист Callibri

Ответ клиента на претензию, если он есть, прилагают к остальным документам. Если вторая сторона не выходит на связь и не готова уладить спор, можно оплачивать пошлину и подавать исковое заявление. Его копию нужно отправить ответчику с описью вложения, то есть заказным письмом по почте.

Нужен ли юрист

Документы в порядке, но клиент не платит и пропал с радаров — очевидно, кто неправ. Здесь действительно можно обойтись без юриста, если сумма иска не превышает 1,2 млн руб. для юридического лица или 600 тысяч рублей для ИП. В таком случае суд не будет вызывать стороны на заседание, а просто рассмотрит дело единолично на основании предоставленных документов.

Я рекомендую обращаться к юристам всегда, даже при упрощенном судопроизводстве. Качественно составленные документы, удобные для быстрого прочтения судьей и соответствующие требованиям процессуального производства, будут более выигрышно выглядеть, чем объяснения непрофессионала.

Анна Бессмертная,
юрист Callibri

У крупных агентств бывает свой юрист в штате. Он может подготовить документы и выступить на заседании, и компания избежит лишних трат. Но иногда случаются сложности.

Если есть внутренний юрист с каким-никаким судебным опытом и пониманием, как всё устроено, то можно отправить в суд и его. Но надо понимать риски: часто бывает, что спор разрастается, и для усиления позиции требуется, например, судебная экспертиза. Однако не каждый юрист умеет с ней работать: нужно учитывать порядок ее назначения, выбор экспертов, формулированием вопросов и т. д. 

Подготовить и собрать документы бывает тоже непросто: к ним есть определенные требования, установлен срок и порядок их предоставления. Трудности может вызвать даже расчет госпошлины. У юриста, который занимается судебной работой на потоке, никаких сложностей не возникнет, а новичку может быть сложно.

Поэтому проблемы могут возникнуть даже в том случае, если внутренний юрист у вас есть, но суды не его основная специализация.

Никита Ивкин,
бизнес-юрист

Победы агентства в прошлых заседаниях могут влиять на разрешение споров с новыми клиентами. Так агентство «Восход» смогло решить конфликт с командой ТМ «Белуга» (компания «Синергия») на этапе досудебной претензии и знакомства «корпоративных» юристов клиента с судебной практикой агентства. Разберем, что нужно сделать, чтобы выиграть дело.

Что сделать для победы в суде

Больше шансов на победу у юриста с опытом в подобных делах.

Я рекомендую обратиться к юристу, который специализируется на судебных спорах, а в нашем случае – на судебных спорах в арбитражном процессе. 

Дело в том, что сам процесс – это достаточно строго регламентированная последовательность действий, в которой крайне важно все бюрократические шаги сделать вовремя. Пропуск срока или непредставление доказательств на рассмотрении спора в первой инстанции существенно уменьшает шанс на положительный исход дела.

Анна Бессмертная,
юрист Callibri

При выборе юриста стоит оценить размер его вознаграждения. С учетом него, суд должен оставаться выгодным мероприятием. При этом стоит учитывать, что при мировом соглашении ответчик не будет покрывать расходы на юриста агентства. Но и судебное решение не гарант возвращения полной суммы затрат. Никита Ивкин поделился, что часто требования о возмещении расходов удовлетворяют частично. Анна Бессмертная объясняет, что судья примет такое решение, если сочтет гонорар юриста завышенным относительно рыночной цены или сложности спора.

С простыми делами нет смысла идти к супер-юристам. Но здесь есть тонкий момент: часто клиент выступает сам или идет в суд первой инстанции с неопытным специалистом. В итоге проигрывает, и для суда второй инстанции приходит, например, к нам. Здесь возникают сложности: например новые доказательства уже нельзя предъявлять вышестоящим судам, а неопытный юрист мог не предоставить что-то на первом этапе. Если дело выглядит непростым, лучше сразу выбирать опытного специалиста.

Никита Ивкин,
бизнес-юрист

Тем, у кого не будет заседания: при иске до 1,2 млн для юрлиц и 600 тыс. для ИП, важно собрать полный пакет документов и правильно их оформить. От этого будет зависеть исход дела.

Судебная система в современном ее виде, к сожалению, представляет собой институцию, в которой судьи перегружены работой. А это означает, что на рассмотрение дела во всей его полноте у судьи первой инстанции может быть максимум несколько десятков минут. Надеяться на всестороннее исследование дела, особенно если ваш спор действительно сложный или неоднозначный – это как пытаться выиграть в лотерею.

Анна Бессмертная,
юрист Callibri

В документы для суда важно добавить копию досудебной претензии и подтверждение с почты, что она была корректно отправлена клиенту. До подачи иска один экземпляр искового заявления также  отправляют ответчику заказным письмом с описью вложения, а доказательство отправки прикладывают к самому иску.

Нужно всегда учитывать, что вероятность не победить есть. Бывают совсем линейные ситуации: работа принята, обещают платить, но не платят. Тут почти никогда нельзя проиграть.

А если есть претензии по количеству и качеству оказанных услуг, шансы на успех значительно снижаются. Бывает так, в какой-то мере не правы обе стороны: например, агентство и клиент имеют разное представление о работе или о ее качестве. Или судья решит, что претензии по качеству услуг обоснованы, а агентство создавало сложности при общении с клиентом. И тогда решение может быть не в пользу истца.

Никита Ивкин,
бизнес-юрист

Старт судебного процесса — это не конец пути, а иногда только начало.

По сути заявление в суд — это переговорный инструмент, ведь стороны могут заключить мировое соглашение, и суд прекратит производство по делу в любой момент, даже в исполнительном производстве. Довольно часто стороны приходят к миру, ведь неприятно полагаться на обязательное решение третьего лица — судьи. Судьи бывают разные, в голову к ним не залезешь… Часто обе стороны понимают, что лучше договориться.

Никита Ивкин,
бизнес-юрист

Анна Бессмертная называет суд долгим, сложным и дорогим мероприятием с непредсказуемым финалом. Но даже решение в пользу истца не гарантирует, что ответчик выплатит деньги.

Как добиться оплаты

Суд выносит постановление о выплате компенсации или взыскания долга в пользу выигравшей стороны, но не всегда на всю сумму.

Если у клиента были претензии по качеству услуг, суд может счесть их правомерными. Тогда судья уменьшит размер выплаты в пользу истца на определенный процент. То есть это все еще победа, но неполная.

Никита Ивкин,
бизнес-юрист

Получить деньги сразу после заседания не получится — решение суда должно вступить в законную силу.

Средние сроки судебного разбирательства:

  • на суд первой инстанции от трех до шести месяцев;
  • на апелляцию два-три месяца, если кто-то из сторон не согласен с решением суда;
  • на кассационную жалобу два-три месяца, если результаты апелляции не удовлетворили;
  • на вынесение решения — по закону 5 дней, а по факту бывает до 30 дней;
  • получение исполнительного листа в суде — около недели;
  • направление исполнительного листа в банк, где у ответчика счет — если такая информация есть у истца, примерно 2-3 рабочих дня;
  • на выплату долга от нескольких рабочих дней до нескольких месяцев — если у ответчика есть деньги на счетах, то банк списывает сумму, указанную в исполнительном листе;
  • если денег на счете нет, но есть поступления на этот счет, банк будет списывать деньги в пользу выигравшей стороны, пока вся сумма не будет перечислена, а сколько времени это займет – зависит от суммы долга и скорости поступления денег на счет.

У истца может не быть данных о расчетных счетах компании клиента. Получить такую информацию может представитель агентства в ФНС по запросу, как и сделали ребята из ГК «Снег». Они отнесли исполнительный лист в банк, и им перечислили все деньги, которые им присудили за оказанные услуги.

Увидеть свои деньги на счету можно примерно через полгода от подачи заявления — при простом рассмотрении, и через полтора года — если клиент очень сильно не хочет платить и обжалует решения во всех инстанциях. А если компания клиента будет банкротиться, то выплаты могут затянуться на годы.

Есть два момента, которые помогут исполнить решение быстрее: заранее подготовить проект судебного акта, чтобы судье было проще, и пушить помощника судьи, а потом и приставов — никто кроме вас не заинтересован в быстром исполнении решения суда.

Никита Ивкин,
бизнес-юрист

Бывает, когда присуждена не только финансовая компенсация, но и обязанность что-то сделать — например удалить материалы. Тогда исполнительный лист можно направить приставам-исполнителям, которые будут добиваться от ответчика выполнения указанных в нем действий, отмечает Анна Бессмертная.

Иногда получить деньги совсем не удается. Так произошло у агентства «Восход» с ООО «Расторопша фильм». Дело было выиграно, но долг никто не выплатил — клиент к этому времени обнулил счет.

Победа в суде — дело небыстрое и не гарантирует получение денег. Поэтому прежде, чем написать заявление, лучше попытаться урегулировать спор мирно и заранее просчитать риски и затраты.

Что вы узнаете:
Комментарии