Региональный рынок рекламы в 2023 году: тренд на наружную и медийную рекламу и расширение зарубежного сотрудничества

Какие трансформации произошли на рынке рекламы за последние 12 месяцев и чего ждать в ближайшем будущем — анализируем результаты исследования АКАР

Разбор
10.10.23
Автор: Валерия Оксиненко
Автор: Валерия Оксиненко
#Партнерский материал

Исследовательский центр АКАР/АРИР/РАМУ совместно с экспертами комиссии по региональному развитию АКАР и амбассадорами ассоциации провел анализ трендов регионального рекламного рынка за прошедший год — с начала июня 2022-го по конец мая 2023 года. Мы собрали ключевые результаты и попросили экспертов отрасли прокомментировать их. 

Характеристики исследования

Опрос охватил рекламные агентства из разных городов России: Санкт-Петербурга, Новосибирска, Екатеринбурга, Краснодара, Перми и других. Участники рассказали о своих клиентах:

  • какие каналы коммуникации с аудиторией они выбирают;
  • как изменилась их численность;
  • что стало с региональной и международной диверсификацией;
  • к каким отраслям они относятся.

В течение августа 2023 года исследователи собрали и обработали анкеты 119 компаний. 

Каналы коммуникации агентств с клиентами

За последний год клиенты региональных рекламных агентств чаще всего выбирали размещения в интернете: 54% — в онлайн-медиа и 37% — в немедийных ресурсах. Эксперты связывают популярность интернет-продвижения с тем, что рынок диджитала становится всё более понятным и доступным для компаний.

За последний год число наших клиентов выросло. Причина простая: мы контент-агентство, и сами используем контент-маркетинг в собственном продвижении, и не забываем про SEO, внешние публикации и дистрибуцию контента.

Алексей Александров,
сооснователь контент-агентства ИТИРИЙ

Еще одна причина — рост популярности социальных сетей, в первую очередь «Телеграма».

«Телеграм» догнал ВК по показателям месячной аудитории, демонстрирует довольно высокие дневные показали. Поэтому все начали вести телеграм-каналы и продвигаться через них.

Алексей Парфун,
CEO Agenda Media Group

Тренд на популярность интернет-рекламы сохранится и во второй половине 2023 года — 52% рекламных агентств ожидают, что их клиенты будут использовать этот канал. Эксперты отмечают также стремление заказчиков повысить качество интернет-продвижения. Как результат — рост бюджетов.

Мы в агентстве не наблюдали аномального роста или сокращения числа клиентов, однако средние рекламные бюджеты за прошедший год выросли на 21,1%.

Наталья Бурдина,
директор департамента контекстной и медийной рекламы компании DEMIS GROUP

На региональных рынках по-прежнему популярны традиционные каналы продвижения: out-of-home (45%) и эфирное телевидение (40%).

Это один из самых охватных инструментов, где четко можно выделить нужную целевую аудиторию, опираясь на контент, который предлагает канал. Для локальных компаний ТВ часто бывает гораздо эффективнее и понятнее, чем тот же интернет. Особенно это характерно для регионов, где расположено много крупных производственных компаний и заводов. Такой бизнес всегда активно использовал телевидение и сейчас не изменяет своим привычкам.

Василий Рубан,
директор АКАР Урал, вице-президент АКАР, директор креативного агентства «Штольцман и Кац»

По ожиданиям рекламных агентств, заказчики не откажутся от традиционных каналов продвижения: outdoor будут использовать 60% клиентов, indoor — 43%, эфирное телевидение — 40%. 

Динамика числа, состава и географии клиентов рекламных агентств

Большинство агентств отметили, что за последние 12 месяцев число их клиентов в целом не изменилось, но произошло их географическое перераспределение.

Число клиентов. 54% участников исследования отметили, что количество заказчиков в их агентствах не изменилось или сократилось. 37% клиентов, с которыми пришлось прекратить сотрудничество, — европейские организации.

По мнению экспертов, незначительный отток клиентов в диджитал-агентствах может быть связан с введением закона о маркировке рекламы. Рекламодатели пока не до конца понимают закон, поэтому снизили активность. В то же время брендинговые и креативные агентства, которые занимаются не рекламными, а продуктовыми услугами, напротив, фиксируют приток клиентов еще с прошлого года.

Это обусловлено процессом импортозамещения, активно создавались и продолжают создаваться новые торговые марки. Отмечу, что в целом по России индустрия чувствует себя неплохо. Даже если какие-то клиенты уходят, им на смену приходят новые. Мы наблюдаем приход федеральных брендов в региональные рекламные агентства. Эта тенденция явно проявилась в начале прошлого года, и с тех пор тренд не ослабевает. Это большой плюс для индустрии: появляются большие игроки, большие тендеры и большие возможности для локальных представителей рекламного бизнеса.

Василий Рубан,
директор АКАР Урал, вице-президент АКАР, директор креативного агентства «Штольцман и Кац»

Наибольший приток клиентов отмечают агентства, которые предоставляют услуги по выводу новых брендов и торговых марок на рынок: позиционирование, упаковку, айдентику, нейминг.

География клиентов. У 46% опрошенных агентств появились новые партнеры, в том числе азиатские (18%) и ближневосточные (9%) компании, а также представители стран СНГ (9%).

Распределение между региональными и международными клиентами без значительных изменений. Из интересного: увеличилась доля контекстной рекламы с таргетингом по Казахстану, примерно в 2,3 раза.

Наталья Бурдина,
директор департамента контекстной и медийной рекламы компании DEMIS GROUP

Основными клиентами для большинства агентств остаются российские компании: на них приходится 91% новых клиентов и 79% ушедших.

Сферы бизнеса клиентов. Большинство региональных агентств работает с клиентами, которые специализируются на продуктах питания и напитках (46%), недвижимости (44%), одежде, обуви и аксессуарах (41%), косметике и красоте (40%), FMCG (40%). Интерес к более широкому продвижению проявляют относительно новые сферы бизнеса.

Хотя в нашей компании традиционно львиную долю составляют клиенты из IT и диджитала, сейчас «подтягиваются» не самые простые тематики: e-commerce, промышленность (промышленные БПЛА, 3D-принтеры, строительные бытовки, металлообработка и т. п.).

Алексей Александров,
сооснователь контент-агентства ИТИРИЙ

Некоторые эксперты отмечают эффекты импортозамещения — например, высокий прирост показывают клиенты из сферы туризма.

В нашем агентстве число проектов с направлением «Отдых и путешествия» за прошедшие 12 месяцев увеличилось на 34,2%.

Наталья Бурдина,
директор департамента контекстной и медийной рекламы компании DEMIS GROUP

Более подробные результаты исследования регионального рынка рекламы вы можете найти в презентации АКАР.

Что вы узнаете:
Комментарии