Бывают доклады, от которых зависит судьба проекта (сделки, финансирования и т. д.). Чтобы услышать заветное «Хорошо, работаем», нужно произвести впечатление. Важны не только цифры и факты, но и их подача — она транслирует, насколько докладчик уверен в себе и в том, что говорит. Своим опытом, как грамотно говорить перед аудиторией, поделились руководитель SMM-направления издательства Clever Лия Канарская и сооснователь контент-агентства ИТИРИЙ Алексей Александров.
Почему выступление может провалиться
Глобальная и самая очевидная причина — спикер не подготовился к выступлению. Он путает цифры и факты, делает неловкие паузы, не может дать ответы на вопросы аудитории. При этом свою тему он знает, в письменном или печатном виде может блестяще ее преподнести, но при живом выступлении всё идет не так.
Выход — держать при себе тезисный план и структуру доклада. Нет ничего криминального, чтобы в середине доклада сделать паузу на две-три секунды и перевести взгляд с аудитории на свою папку. Слушатели даже не обратят на это внимания, а спикер догонит ускользнувшую мысль.
Я вношу в структуру даже шутки, причем текст их прописываю целиком. В процессе могу проговорить их другими словами, но всё равно, шутки или важные акцентные моменты лучше иметь перед глазами в тексте. Это костыли, которые помогут удержать внимание или разрядить обстановку. Новичкам советую прописать текст доклада целиком. Поверьте, по спикеру, особенно начинающему, прекрасно видно, знает ли он тему, аудиторию, или выкручивается на ходу.
Бывает и так, что спикер — профи в своей теме, читает доклад без единой заминки, а слушатели всё равно воспринимают сказанное не так серьезно, как хотелось бы.
Монотонная подача. Спикер не делает акценты на важных моментах через паузы или смену тембра голоса. Слушателям приходится делать это самостоятельно, что быстро утомляет. В результате они отвлекаются на дела, которые не требуют постоянной концентрации внимания — например, залипнуть в соцсети или подремать с открытыми глазами.
Спикер боится аудитории. Немного волноваться — это нормально, но дикий страх может перерасти в нервозность. Спикер сосредоточен не на коммуникации, а на самоконтроле: не ошибиться в цифрах, не допустить оговорок, не показаться унылым или навязчивым.
Причина чаще всего кроется в синдроме самозванца, для которого, помимо обесценивания своих успехов, характерно еще и преувеличение значимости собственных ошибок. Когда человек сильно нервничает — это заметно. Вместо того чтобы проникнуться докладом, аудитория начинает поддерживать спикера или, напротив, подтрунивать над ним. Вовлеченность в тему выступления стремится к нулю.
Внешние раздражители. У кого-то в зале постоянно звонит телефон. За дверью шумит клининговая машина. Снаружи бушует гром, молния или приземляется корабль инопланетян. Любые отвлекающие факторы, если их слишком много, снижают концентрацию как аудитории, так и спикера.
Офтоп, обсуждения не по теме. Второстепенные моменты доклада порой вызывают больше интереса. Начинается активное обсуждение, спикер облегченно выдыхает и… попадает в ловушку офтопа. Потому что вернуть вектор внимания аудитории к цифрам и графикам, когда до этого в зале травили байки или обсуждали погоду за окном, будет трудно. Кроме того, офтоп сбивает тайминг доклада. Важные вопросы, требующие вовлеченности и анализа, обсуждаются «галопом по Европам».
«Вредный» слушатель. Кто-то в зале говорит в параллель выступающему: комментирует, спорит или отпускает шутки. Всё это сбивает выверенный ритм доклада и нервирует спикера. При этом раздражитель не всегда ставит целью сорвать мероприятие или насолить оратору: возможно, он просто любит быть в центре внимания.
Все эти факторы на самом деле некритичны, но сбивают с мысли. Проблемы можно избежать, если не воспринимать доклад как идеально поставленный спектакль, где все прилежно играют свои роли (спикер говорит, аудитория слушает, в конце звучат овации). Если ожидаемая реакция аудитории в какой-то момент не совпадает с реальной, картинка рушится и спикер нервничает, делая новые ошибки.
Как не ловить мандраж и всё контролировать? Для успешной работы с аудиторией важны три составляющие: психологический настрой, дикция и артистизм. Лучше прокачать все три.

9 ораторских приемов для успешного выступления
Если важный доклад уже на горизонте, воспользуйтесь обкатанными приемами специалистов по ораторскому мастерству:
1. Начните выступление со знакомства. Если позволяет тайминг, выделите минуту на самопрезентацию и 3–4 — на коммуникацию с залом. Это расположит к вам аудиторию: спикер из постороннего человека становится шапочным знакомым, который уже что-то знает о слушателе. Вопросы для знакомства с аудиторией не должны быть двусмысленными или затрагивать приватные стороны жизни. «Как давно вы работаете в компании», «Что больше всего нравится в вашей работе» — дружелюбно и корректно. «Ваша жена не ревнует к таким прекрасным коллегам» — уже перебор.
2. Доклад начинайте с актуальных и животрепещущих тезисов, чтобы сразу захватить внимание публики. Тут уместны гиперболы, метафоры и другие фигуры речи, которые акцентируют внимание на проблеме.
3. Максимально взаимодействуйте с аудиторией. Самый простой и рабочий способ — спросить мнение касательно озвученного тезиса. «А вы как считаете?», «Ваш вариант?» Вместо того чтобы просто давать ответы на вопросы аудитории, стимулируйте дискуссию, в ходе которой слушатели сами придут к нужным выводам.
4. Попросите кого-то из аудитории вам ассистировать, если доклад предполагает демонстрацию чего-либо (продукта или информационных материалов).
5. Чередуйте форматы подачи информации. Цифры, схемы и графики лучше показать наглядно — в режиме слайд-шоу или нарисовать вручную. Второй вариант даже более рабочий. Когда спикер рисует на доске, аудитория не только слушает, но и наблюдает: идет двойная коммуникация.
6. Держите зрительный контакт. Тут поможет старый прием театральных актеров: выбрать в зале одного зрителя и играть спектакль как будто для него. Для доклада актуальны не один, а трое «избранных» в разных частях зала (справа, слева и в центре в первом ряду), с которыми вы будете периодически пересекаться взглядами. Сработает «правило треугольника»: у аудитории сложится впечатление, что спикер обращается поочередно ко всем в зале. К тому же это избавит от чувства неловкости (смотреть всё время на одного и того же человека будет странно).
7. Перемещайтесь в пространстве. Смена позы и дислокации (хотя бы от стола к окну) побуждает аудиторию сконцентрироваться. Лучше всего делать это в финале важного тезиса, где вы поставите точку не только короткой паузой, но и своими действиями. Из школьных или институтских времен мы все помним, что увлеченный лекцией учитель или преподаватель начинает ходить между рядами. Перемещаясь в пространстве, мы держим аудиторию в тонусе и передаем ей импульс увлеченности.
8. Не бойтесь призывать к вниманию. Примите как данность, что на момент доклада вы главный в аудитории, все собравшиеся пришли, чтобы вас выслушать. А значит, вы можете устанавливать комфортные для себя правила игры. Вы никого не обидите, если попросите тишины или хлопнете в ладоши для пресечения офтопа. Также держите в уме, что ваши ошибки и огрехи могут быть не так значимы для аудитории, как может казаться. Никто не встанет и не уйдет, хлопнув дверью, если вы оговоритесь или забудете какую-то фразу.
Есть среди слушающих или смотрящих токсики, которым нужно не получить информацию, а в принципе докопаться. Чаще всего это весьма подкованные в теме доклада люди. Поэтому при подготовке доклада стараемся изучить как можно больше по теме, даже если это не планируется проговаривать. Зная тему с разных сторон, вы не только парируете, но и сможете профессионально заткнуть рты недоброжелателям. Естественно, адекватные ответы на адекватные вопросы людей никто не отменяет и их не стоит путать с нападками. В любом случае надо отвечать вежливо и полно.
9. Выложитесь на полную в финальной части выступления. Даже если вам кажется, что доклад уже провален. Грамотные ответы оратора на вопросы аудитории исправят впечатление от не слишком яркого захода в тему.
Если вы после блестящего выступления как-то нелепо (не дай бог, по-английски) попрощаетесь с людьми, будет произведен эффект последнего запомненного. Блестяще выступили — выйдите на бис (вы ж теперь рок-звезда!). Выступили средненько — добейте эффект вопросами от зала (виртуальных слушателей). Выступили из рук вон плохо?.. Хм… хотя бы поблагодарите, что вас выслушали, и начинайте повышать свои ораторские и коммуникативные навыки.
Внешний вид не относится к ораторскому мастерству, но тоже важен. Надевайте максимально комфортную одежду и аксессуары, в которых вы чувствуете себя уверенно. Также всегда держите под рукой стакан воды. Когда долго говоришь, горло пересыхает — это физиология. Не бойтесь делать паузы, чтобы попить воды или поправить горло.
Успех выступления на 50% зависит от эмоционального состояния. Если одежда давит, жмет, это заметно и смазывает впечатление, каким бы крутым спецом вы ни были.
Как довести ораторские навыки до автоматизма
Советы выше неоднократно озвучены в статьях и книгах по психологии. Тем не менее следуют им не все. Кто-то забывает, у кого-то не получается. Нужный эффект максимального коннекта с аудиторией возможен только при доведении этих навыков до автоматизма, как с переключением передач при вождении.
Универсальной методики нет, есть только проверенные временем рекомендации:
1. Зачитать текст доклада маме или другому близкому человеку, чья заинтересованность будет искренней. Попросите изобразить строгого и вредного слушателя: задавать вопросы, сомневаться в сказанном. Пусть сначала это будет похоже на стендап-шоу с вами в главной роли, потом вы научитесь абстрагироваться и не держать в уме, что перед вами близкий человек.
2. Применить старый лайфхак «представь всех голыми». Некоторым это помогает преодолеть мысленный затык, когда важная информация вылетает из головы и возникает неловкая пауза. Главное — не увлечься чрезмерной визуализацией.
3. Начитать текст на камеру. В записи видны вещи, которые вы в процессе доклада не заметите и о них никто не скажет: неловкие жесты, перекрученная одежда.
Физиогномика решает многое. Политики и другие публичные люди годами отрабатывают мимику, жесты. Если вы откроете интернет и изучите эту тему, то увидите, что те же политики даже руки складывают определенным образом, чтобы с трибуны выглядеть солидно и уверенно. Проработайте перед зеркалом позы и жесты, которые лучше всего отражают вашу личность, вселяют уверенность.
4. Предусмотреть в структуре доклада время на передышку. Это 20–30 секунд, когда вы просите аудиторию сформулировать вопросы. В онлайн-докладах есть палочка-выручалочка в виде комментов в чате. Если мысль ускользнула — просто почитайте чат.
Когда выступаю в онлайне, делю доклад на десятиминутки. Так и говорю: десять минут рассказываю, потом читаю ваши комментарии. Отвечать на вопросы в чате прямо по ходу выступления — рискованное дело, можно увлечься и упустить из виду какие-то детали, в итоге выступление будет скомканным. Аудитория пришла к вам за определенной информацией. Если вы ее не дадите — кто-то останется разочарованным и может еще и написать об этом в комментариях, которые увидят все.
Чек-лист уверенного в себе докладчика
- Не читает «с бумажки», но имеет при себе структуру доклада. Ключевые моменты отражены в простой, визуально понятной форме. Достаточно беглого взгляда на план, чтобы мысленно восстановить всю его структуру.
- Взаимодействует с аудиторией: задает вопросы, спрашивает мнение.
- Периодически перемещается по залу (или меняет позы, если доклад проходит онлайн).
- Усиливает коммуникацию тембром, мимикой и жестами.
- Умеет импровизировать и воспринимает работу с аудиторией не как выверенный сценарий, а пространство для маневров.
- Комфортно чувствует себя в выбранной одежде и обуви, держит под рукой стакан воды.
- Отрабатывает внешний вид и эмоциональную составляющую.
- Концентрируется на излагаемой информации, а не реакции на нее. Знает, как отвечать на щекотливые или провокационные вопросы аудитории, сохранив профессиональное достоинство.
Никто из знаменитых ораторов и евангелистов бизнеса не родился идеальным докладчиком. Все с чего-то начинали.