В своей работе агентства сталкиваются с поиском подрядчиков для себя и субподрядчиков для своих клиентов. При выборе исполнителей важно оценивать их как с профессиональной, так и с юридической стороны. Дело в том, что работа с недобросовестными подрядчиками и субподрядчиками может привести не только к потере денег, времени и репутации, но и к проблемам с налоговой. Генеральный директор Demis Group Григорий Полкан и юрист Анна Бессмертная и рассказали, как выбрать подрядчика и оценить его надежность перед заключением договора.
Правило 1: проявлять должную осмотрительность
Оценка надежности исполнителей проходит в несколько этапов, используйте официальные ресурсы госорганов, платные сервисы и информацию из открытых источников, например профессиональных порталов, отзовиков, соцсетей.
Мы посчитали, что 27% заведенных в CRM подрядчиков не прошли проверку юридического отдела и службы безопасности Demis Group, поэтому решили с ними не сотрудничать.
В последние годы термин «должная осмотрительность» активно использует налоговая, чтобы обосновать нарушения при начислении налогов, так как договоры с «подозрительными» компаниями часто используют для увеличения расходов и занижения налогов. Лучше заранее проверить контрагента и лишний раз не сталкиваться с контролирующими органами. Обратите внимание на такие критерии:
- Юридический статус и наличие лицензий, если они необходимы.
- Финансовое состояние и задолженность по налогам.
- Возможность потенциального банкротства.
- Судебные дела.
- Репутация.
Для проверки юридического статуса и наличия лицензий используйте сервис налоговой «Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП в электронном виде». Вы узнаете, зарегистрирована ли организация (ИП) и какими видами деятельности занимается.
Еще не стоит забывать про проверки, если ваш подрядчик — плательщик налога на профессиональный доход.
Не забудьте проверить и самозанятых исполнителей. Перечень есть в специальном сервисе. Для получения информации нужен только ИНН. Информация на портале обновляется, поэтому рекомендую проверять исполнителя непосредственно перед началом сотрудничества.
Для оценки финансового состояния компании используйте бухгалтерскую отчетность, скачать которую можно на официальном ресурсе.
Отрицательные результаты в отчетности некритичны, если компания работает недавно. Но затяжные убытки из года в год вызывают вопросы о возможности исполнителя выполнять обязательства по заключенным договорам.
О наличии задолженности по налогам вы узнаете в сервисе «Прозрачный бизнес».
Если у потенциального исполнителя есть долги по налогам, лучше дождаться, пока он их погасит, или отказаться от сотрудничества.
Информацию об организациях, ИП и физлицах, которые проходят процедуру банкротства, вы найдете на федеральном ресурсе ЕФРСБ. Сделки с фактическим или потенциальным банкротом приведут к проблемам в будущем, например исполнитель не сможет оказать услуги или вернуть деньги.
Всю историю судебных разбирательств можно отследить в сервисе «Картотека арбитражных дел».
Обращайте внимание на все дела, независимо от того, кем был потенциальный подрядчик: ответчиком или истцом.
Для безопасности не только нашей компании, но и наших клиентов особое внимание мы уделяем налоговой чистоте подрядчиков и соблюдению ими норм налогообложения, так как недобросовестные исполнители приводят к налоговым проверкам всей цепочки: не только заказчика и конечного исполнителя, но и всех вовлеченных субподрядчиков.
Официальные сервисы — это больше о том, как проверить подрядчика с точки зрения юридической чистоты. Для оценки репутации поищите отзывы и по возможности свяжитесь с бывшими клиентами потенциального исполнителя.
Правило 2: проверять списки иноагентов, нежелательных и экстремистских организаций
Покупка рекламы у блогеров, артистов и других известных людей — довольно распространенная практика, но надо быть осмотрительнее при выборе инфлюенсеров.
С 22 марта 2024 года вступили в действие поправки в федеральный закон «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» от 14.07.2022 № 255-ФЗ. Суть поправок — нельзя размещать рекламу у иноагентов.
Тех, кто продолжит работу с иноагентами, ждут штрафы: до 50 000 рублей на физлиц и до 500 000 руб. на организации.
Юридический блок Demis Group совместно со службой безопасности проверяет исполнителей на наличие санкций, связь с иноагентами, а также информационную аффилированность с нежелательными организациями. Например, если медийная персона не иноагент, но в его окружении есть люди с радикальной позицией, мы предполагаем, что такой человек в зоне риска, и отказываемся от работы.
В отличие от иноагентов, деятельность которых официально не запрещена, нежелательные и экстремистские организации не могут работать в РФ, поэтому сотрудничество с ними грозит штрафами до 100 000 рублей и лишением свободы на срок до четырех лет.
Актуальные списки иноагентов, нежелательных и экстремистских организаций находятся на сайте Минюста. Они постоянно обновляются, поэтому проверять исполнителей лучше перед подписанием договора.
Правило 3: убедиться в сохранности конфиденциальности и персональных данных
Готовность подрядчика не разглашать информацию и персональные данные — один из важных критериев оценки. Обращайте внимание на такие моменты, когда читаете отзывы или связываетесь с бывшими клиентами исполнителя. Если был хоть один случай утечки, лучше отказаться от работы.
О конфиденциальности нужно помнить в первую очередь при организации работы субподрядчиков. Дело в том, что слив информации приведет не только к финансовым проблемам у клиента, но и к потере репутации вашего агентства.
Мы заботимся о конфиденциальности и соблюдаем правила информационной безопасности. Для этого с подрядчиками подписываем NDA, который хранит коммерческую тайну заказчиков. А также уделяем особое внимание обороту персональных данных в соответствии с законодательством РФ.
Нарушение правил работы с персональными данными грозит штрафами: на ИП — до 300 000 ₽, на юрлиц — до 700 000 ₽. Поэтому не забывайте проверить и этот аспект.
Главное
Перед подписанием договора с подрядчиком для себя и субподрядчиком для вашего клиента оцените:
- Юридическую и налоговую чистоту исполнителя.
- Принадлежность иноагентам, нежелательным и экстремистским организациям.
- Готовность контрагента хранить конфиденциальность и соблюдать правила работы с персональными данными.