Руководителями иногда рождаются, но чаще ими становятся — для этого достаточно большого желания и регулярных усилий. В статье собрали рекомендации, как стать хорошим менеджером.
Совершенствуйте коммуникативные навыки
Работа любого руководителя строится на общении: с подчиненными, руководителями других направлений и клиентами. Основная часть вашего рабочего дня наверняка будет проходить на встречах и совещаниях, а иногда придется выступать с докладами на конференциях. Поэтому понаблюдайте за собой, запросите обратную связь у коллег, чтобы понять свои слабые стороны в коммуникации. Возможно, у вас много слов-паразитов, вы не очень четко формулируете свои мысли или теряетесь в ситуациях речевой агрессии. Для начала выберите один-два основных момента и постарайтесь их проработать: попробуйте применять приемы коллег, у которых нет вашей проблемы, читайте книги по публичным выступлениям. Но главное — приучите себя общаться как можно больше и постарайтесь полюбить этот процесс.
Развивайте эмпатию к коллегам и подчиненным
Прежде чем понять, как правильно руководить коллективом, узнайте тех, с кем вы работаете. Старайтесь искренне интересоваться людьми вокруг себя, слышать их. Отмечайте их физическое и эмоциональное состояние, что у них получается хорошо, а что — не очень. Полезно фиксировать наиболее важные наблюдения: от дней рождения до особенностей работы. Всё это поможет вам заработать в коллективе авторитет и выстроить с окружающими здоровые отношения. А знание сильных и слабых сторон ваших подчиненных позволит грамотно распределять задачи и помогать сотрудникам работать над их недостатками.
Не бойтесь ответственности
Руководитель берет на себя ответственность за всё и всех — в конце концов, это чуть ли не основа его работы. Здесь вряд ли получится избежать ошибок и критики, но старайтесь не концентрироваться на неудачах, а каждый раз анализировать их и стараться не допускать в будущем. Не бойтесь синдрома самозванца — всегда помните, что вы стали руководителем не просто так, а промахи иногда бывают у всех.
Учитесь делегировать
Руководитель, который не умеет делегировать, сгорает на работе сам и вредит бизнесу. Этот навык нужно развивать постоянно. Начните с доверия людям: очень часто мы боимся отдать кому-то задачу, потому что не уверены в результате. Примите мысль, что с вами работают хорошие специалисты. Возможно, они сделают всё не так, как вы, но это не обязательно будет плохо. Тренируйтесь делегировать в разных масштабах и контекстах — не только на работе, но и дома. Четко формулируйте запросы, при необходимости обучайте сотрудников, контролируйте основные сроки. В остальном давайте сотрудникам свободу действий — иначе микромендежмент будет раздражать подчиненных и отнимать много ваших ресурсов.
Не бойтесь тех, кто лучше вас
Часто менеджеры-новички испытывают синдром самозванца и страх, что кто-то из подчиненных сочтет их некомпетентными. В результате стараются быть самыми опытными и знающими во всех вопросах. Это сложно и не нужно: сильная команда — опора руководителя. Если в вашем коллективе есть эксперты в определенных вопросах, вы всегда сможете спросить совет у таких людей, спокойно делегировать им сложные задачи и сделать спикером на конференции. А они в свою очередь будут благодарны вам за возможность реализации.
Учитесь четко ставить задачи
Нередко подчиненные делают что-то неправильно только потому, что не до конца понимают, что от них хочет руководитель. Старайтесь подробно и наглядно объяснять, что и как должно быть выполнено, показывайте примеры. После постановки ТЗ просите человека проговорить, как он понял задачу, и при необходимости сразу внесите коррективы.
Постоянно совершенствуйтесь
Не существует идеального курса или книги, как стать руководителем, но есть много полезного контента, из которого вы можете брать подходящие вам приемы и техники. Найдите для себя живой пример — другого руководителя или даже вашего подчиненного, у которого вы могли бы чему-то научиться, и старайтесь заимствовать его инструменты. Главное — всегда переносите теорию на практику.
Постарайтесь разобраться, где ваши цели, а где цели компании
В идеальном мире менеджер должен жить целями компании, но в реальности это невозможно: у всех есть личные амбиции. Старайтесь понимать, что именно движет вами в каждом решении и старайтесь ставить задачи компании выше личных. Например, вы хотите уволить сотрудника: он не нравится лично вам или его поведение и стиль работы вредит результатам бизнеса? Вы хотите заключить этот контракт, потому что подрядчик — ваш друг, или он действительно хороший исполнитель? В какой-то момент вы можете прийти к мысли, что цели компании значительно расходятся с вашими — это тоже нормально, но стоит задуматься, подходит ли вам руководство в данной структуре в принципе.
Выводы
Соберем чек-лист рекомендаций, как стать хорошим руководителем:
- Совершенствуйте коммуникативные навыки;
- Развивайте эмпатию к окружающим;
- Не бойтесь ответственности;
- Учитесь делегировать;
- Берите в команду тех, кто лучше вас;
- Четко формулируйте свои цели и задачи для команды;
- Постоянно совершенствуйтесь и внедряйте теорию в практику;
- Разделяйте личные амбиции и цели бизнеса.