Самый старый маркетолог Рунета Кирилл Готовцев занимается рекламой и коммуникациями почти тридцать лет. Он знает, как предотвратить выгорание, ведь до сих пор остается в профессии. В статье Кирилл Готовцев дает пять советов, которым следует сам: как сохранить любовь к тому, чем занимаешься десятилетиями.
Кирилл Готовцев возглавлял компанию «Проджект Маркетинг», основал IT-компанию Digital Zone и рекламное агентство «Маньяко», был в жюри фестивалей и конкурсов рекламы, преподавал маркетинг в Британской Школе Дизайна и Московском Институте Культуры, делал рекламу для «Первого канала», Х5 Group, Apple.
Сейчас Кирилл курирует десяток стартапов и помогает предпринимателям выстраивать коммуникации и бизнес-стратегии. А еще воспитывает двух сыновей, ведет кулинарные шоу, катается по Москве на большом японском мотоцикле и делает волшебные палочки. Вот что он советует делать всем, кто связан с агентским бизнесом, чтобы не разлюбить работу.
1. Не делайте лишнего
Стартапы часто проводят кастдевы. Тратят время на исследование потребностей клиента через интервью и опросы. Но чаще всего кастдевы — пустая трата времени.
Каждый раз когда я слышу: «Давайте сделаем кастдев», — я заранее знаю, что дело плохо.
Есть всего три способа выиграть рынок:
- вкладываться в оптимизацию;
- вкладываться в совершенство;
- вкладываться в близость к потребителю.
Клиент хочет либо купить получше, либо подешевле. Это очевидная вещь. А если он не хочет ни того ни другого, надо спросить у него, чего он хочет, и сделать так. Именно в этом случае вам нужны кастдевы.
Большая часть исследований просто подтверждает то, что предприниматели уже знают. Не стоит тратить на это время и деньги. У вас появится конкурентное преимущество, если вы не будете делать лишнюю работу.
2. Лучше никакого сотрудника, чем плохой
В агентском бизнесе важно собрать команду профессионалов — сразу нанимать тех, кто доказал свою компетентность, или вкладываться в их обучение. Так вы сможете делегировать повседневные задачи без потери качества.
В России большой разрыв в компетенциях между людьми, возглавляющими агентство, и теми, кого они вынуждены нанимать. Это, в свое время, была и моя гигантская боль. Клиенты приходили на мой личный бренд: на то, что я показывал в соцсетях, мою философию и мои достижения. Клиентов было много, и я не мог лично работать с каждым. Отдавал заказы наемным сотрудникам. В итоге иногда получалось, что клиент ожидал одно, а получал другое.
Я не мог реплицировать себя в ста разных людях, чтобы каждый заказ был исполнен так, как сделал бы я. Поэтому я построил бизнес так, что обхожусь без сотрудников. Руководитель выигрывает, если с ним работают не сотрудники, а партнеры, которые отвечают за результат работы.
Только сильную команду не нужно постоянно контролировать. Лучше не нанимать тех, кто делает работу хуже, чем сделал бы ты.
3. Берите только интересные заказы
Заказчики выбирают тех, кто работает в узкой нише их бизнеса. Для владельцев агентств это может стать проблемой. Получается, агентству нужна отраслевая экспертиза, чтобы заказчики доверяли ему. А это означает, что агентство вынуждено работать с однообразными заказами и терять заказчиков из других областей.
Если ты будешь делать одни сайты заводов, то на десятом потечешь крышей. Они, действительно, все одинаковые. И невозможно придумать, как пятьдесят раз сказать одну и ту же фразу по-разному.
Советую не брать скучные заказы. Они сводят с ума. Лучше придумать, как аргументированно объяснить клиенту, что вы разберетесь в новой отраслевой специфике. Или сделать только первые три сайта в одной сфере, а на остальные нанимать других. Дать им ваши предыдущие работы и попросить сделать также.
Иногда стоит брать короткие неинтересные, но денежные заказы, если вы знаете, на что потратите гонорар. В этом случае вы подменяете азарт от работы азартом достижения той самой цели, на которую собираете деньги. Но регулярно соглашаться на скучную работу — прямой путь к выгоранию.
4. Ищите разнообразие в работе
Переносите опыт из одной отрасли в другую и смело перебирайте незнакомые сферы. Внимательно изучайте все, что происходит на рынке, и перенимайте свежие решения и маркетинговые ходы.
Старайтесь влезать во все супер новое. Прямо во все. Но не бездумно копировать, а учиться на чужом опыте и интерпретировать его по-своему. Например, сейчас популярны телеграмные тапалки. Это игры, которые позволяют быстро создавать комьюнити. Мы видим, как первые игроки рынка набивают шишки: Hamster Combat набил себе шишку размером с небоскреб.
Я изучил стратегию, которая лежит в основе Телеграм-тапалки, и предложил клиенту использовать ее для продвижения бизнеса. Но нам не нужна огромная аудитория, поэтому я докрутил механизм работы и адаптировал игру под запрос клиента. Он остался доволен, а я получил новый опыт.
Если агентства постоянно внедряют в работу новые фишки, они погружают сотрудников в интересные задачи. Это и профилактика выгорания, и возможность хорошо заработать.
5. Делайте волшебные палочки
Кроме работы занимайтесь любимыми делами, от которых внутри классно. Хобби могут приносить только удовольствие, а могут — еще и деньги. Кирилл Готовцев ведет кулинарные шоу и блог с ресторанной критикой. А еще вручную делает волшебные палочки из ценных пород дерева, драгоценных металлов и камней.
Я делаю волшебные палочки на заказ. Все по-настоящему. Я вытачиваю деревянные основы на токарном станке. Внутрь палочки, как в футляр, закладываю животную органику, например шкуру или зуб змеи, и запечатываю серебряной пробкой. Каждой присваиваю индивидуальный номер. Для кого-то хобби — колдовать, а я знаю, как делать палочки. В этом есть изрядная доля иронии. Но изготовление палочек отвлекает меня от основной работы. Плюс приносит хорошие деньги. Каждая моя палочка стоит несколько тысяч долларов.
Некоторые хобби отлично переключают мозг и тело с рабочих задач. Другие, напротив, помогают добавить в рабочую рутину что-то новенькое. Например, увлечение книжной иллюстрацией поможет дизайнеру использовать новые приемы в оформлении сайтов.
Главное
Вы предупредите рабочее выгорание, если откажетесь от скучной работы, а обязательную рутину делегируете. Но даже так остальная работа может казаться однообразной. Чтобы добавить огня в рабочие задачи, изучайте новинки рынка и адаптируйте их для своих клиентов. Погружайтесь в смежные области и расширяйте сферы профессиональных компетенций — делайте себе вызовы. А после работы отвлекитесь на хобби или просто качественно отдохните.