Проджект-менеджер отвечает за реализацию проекта. Он организовывает работу так, чтобы каждый член команды знал свои задачи, выполнял их в срок, а сам проект не выходил за рамки бюджета.
О задачах, навыках и отличиях проджектов для маркетинга и разработки рассказывает директор агентства веб-разработки Alto и организатор конференции Agency Growth Day Иван Ярославцев.
Задачи проджект-менеджера
Глобальная задача менеджера по проектам — организовать процессы так, чтобы проект клиента был реализован в соответствии с техническим заданием к определенному сроку в рамках установленного бюджета. Три важных показателя эффективности специалиста — удовлетворенность клиента, состояние команды и финансы.

По каждому проекту задачи проджекта выглядят так:
- Собрать требования к проекту: что нужно сделать, к какому сроку, сколько денег клиент готов потратить.
- Составить план реализации: список задач с дедлайнами.
- Распределить задачи между сотрудниками, выдать каждому конкретное техническое задание.
- Поддерживать команду в процессе работы: контролировать выполнение задач, мотивировать сотрудников, находить проблемы и их решать.
- Презентовать готовый проект клиенту.
Чтобы оценить работу сотрудника, важно не только следить за сроками и бюджетами, но и запрашивать отклики от клиентов и команды. В Alto мы регулярно просим заказчика оставить оценку и комментарий о работе проектного менеджера.
Также мы собираем отзывы команды, потому что сотрудники — это наш самый ценный актив. Если люди находятся в токсичной рабочей среде, выгорают и уходят после проектов, значит у нас убыточный проджект-менеджер, даже если клиент доволен.
С хорошим проджект-менеджером всё будет спланировано, подсчитано и под контролем, а значит рабочие процессы будут более организованными и предсказуемыми.
Навыки проджект-менеджера
Инструменты проджект-менеджера — это таск-менеджер и табличка. Именно здесь он собирает бюджеты, списки задач и контролирует сроки. Но набор инструментов в каждой компании свой, и обычно их все быстро осваивают. Важнее софт-скиллы, профессия строится на них.
Главные навыки проджект-менеджера:
- Внимательность и педантичность. Менеджер по проектам — это человек, который внимательно слушает клиента и всё записывает. Для заказчиков важно, чтобы все их требования и идеи услышали и реализовали в проекте.
- Умение вести переговоры. В работе на заказчика сложно избежать конфликтов. Хороший проджект должен уметь их решать, обосновывать свою точку зрения и находить компромиссы.
- Навык продаж или презентации. Часто клиенты сами не знают, чего они хотят. В эти моменты важно уметь «продать» им свою идею, предложить реализацию и быть убедительным.
В Alto мы предлагаем проджект-менеджменту несколько задач на собеседовании. Первое — это сложная переговорная ситуация. Мы разыгрываем конфликт, в котором клиент недоволен, команда тоже недовольна и бюджета на проект не хватает. Эту ситуацию мы предлагаем кандидату разрешить в процессе переговоров.
Чтобы проверить главные навыки — системность и педантичность, мы анонсируем сложную и объемную задачу, а затем смотрим, как ведет себя кандидат. Если он просит ручку и блокнот, начинает записывать условия — у него есть потенциал проджект-менеджера.
Собрали важные навыки для проджекта в таблицу.

Нанимая проджект-менеджера, нужно обращать внимание не только на его основные навыки, но и на предыдущий опыт, готовность учиться и адаптироваться в новой среде.
Чем отличаются проджект-менеджеры в маркетинге и в разработке
Для проектного менеджера очень важно понимать его предметную область, потому что в маркетинге, в разработке и в других отраслях требования к сотруднику отличаются.
Какое-то время наше агентство занималось маркетингом, сейчас мы специализируемся на веб-разработке. Я заметил, что проджекты в маркетинге и в IT отличаются.
В разработке от проджекта требуется большая системность. В проектах нужен понятный результат: нужно разработать продукт за 2000 часов, в конце он должен работать вот так. От команды требуется более или менее предсказуемый результат, поэтому проджекту нужно прописать четкий и последовательный путь к достижению цели.
В маркетинге это немного не так. Конечно, от рекламных кампаний и продвижения ожидают каких-то результатов, но рынок очень динамичный и непредсказуемый. В этой ситуации проджекту важно быть гибким и уметь объяснить клиенту, почему какой-то KPI не случился или, наоборот, оказался гораздо выше ожидаемого.

Аналогично могут отличаться задачи в крупном и малом бизнесе, на промышленных предприятиях и в IT-компаниях. Чтобы подстроиться, проджект-менеджеру понадобится либо релевантный опыт, либо период обучения и входа в процессы.