Анализ деятельности контрагента перед заключением договора — важная гигиеническая процедура: вероятность, что вам попадется недобросовестный заказчик, мала, но риски велики. При этом выполнить такую проверку можно собственными силами без особых специалистов. Как — рассказываем в статье.
Зачем проверять контрагентов
Анализ контрагентов организации важно проводить после скоринга, когда понятно, что перед вами — целевой лид. Он позволяет убедиться, что за будущим заказчиком не числятся дела о неуплате налогов, он не банкрот и не должник в данный момент. Таким образом исполнитель обеспечивает себе финансовую и юридическую безопасность сделки.
У нас проверкой контрагентов на этапе заключения договора занимается служба безопасности. Если мы договорились с клиентом, что мы идем в работу, СБ проверяет его платежеспособность, доходность, участие в судах и дает рекомендации — стоит или не стоит продолжать взаимодействие с заказчиком.
Проверка контрагента на налоговые и юридические риски — важный этап перед заключением договора, который отвечает принципу «должной осмотрительности» Федеральной налоговой службы РФ.
Согласно рекомендациям ФНС, все компании обязаны проверять своих контрагентов, чтобы снизить риск доначисления налогов или иных финансовых потерь, которые могут возникнуть при работе с неблагонадежным партнером. Соблюдение принципа должной осмотрительности позволит вам избежать ответственности за нарушение налогового законодательства таким партнером, так как у вас будут доказательства, что на момент заключения договора контрагент еще не проявил себя как неблагонадежный участник сделки.
В своем письме ФНС рекомендует проверять контрагента по следующим направлениям:
- проверять контрагента в сервисах ФНС России на предмет своевременной уплаты налогов;
- выявлять наличие или отсутствие у контрагентов судебных дел в рамках нарушения законодательства о налогах и сборах;
- запрашивать иную информацию, которая может быть важна для сути сделки (например, если услуги поставщика по сделке подлежат лицензированию, обязательно нужно удостовериться в наличии актуальной лицензии).
Кроме того, важно удостовериться в благонадежности контрагента в целом: узнать, не зарегистрирована ли компания по адресу массовой регистрации, и нет ли ограничений на деятельность (дисквалификации) у директора компании. На текущий момент наличие или отсутствие у компании «красных флагов» можно проверить через сервис ФНС «Прозрачный бизнес».
Также, по опыту экспертов, дополнительно стоит проверить:
- платежеспособность контрагента;
- наличие у контрагентов судебных дел и исполнительных производств;
- участие директора и учредителей контрагента в других компаниях и их статус благонадежности.
Разберем детально каждый из пунктов.
Основные документы
Документы компании — как паспорт человека: для целей будущей сделки вы скорее всего не получите из них много полезной информации, но сам факт, что они у компании есть, дает базовое подтверждение ее надежности.
Ранее стандартом отрасли было предоставление полного пакета учредительных документов, однако сейчас достаточно запросить актуальную выписку из ЕГРЮЛ и, при необходимости, актуальную версию устава компании.
При этом оба документа можно получить через электронные сервисы ФНС самостоятельно, без направления писем контрагенту.
Можно запросить и дополнительные документы уже непосредственно у контрагента. Например, если договор будет подписывать не директор компании, а сотрудник по доверенности, обязательно нужна копия доверенности. Юрист рекомендует не только запросить документ, но и проверить в нем 2 существенных факта: есть ли у сотрудника полномочие подписать именно тот договор, который вы хотите заключить, и актуальна ли доверенность (срок ее действия).
Проверка контрагента в сервисах ФНС
Основной и самый большой этап работы. В сервисе ФНС «Прозрачный бизнес» вы можете многое узнать про контрагента, но главное, что нужно проверить — наличие или отсутствие у нее задолженности по налогам и сборам. Любые несоответствия информации — как минимум повод задуматься, всё ли в порядке с вашим потенциальным заказчиком.
Адрес компании. В сервисе ФНС «Прозрачный бизнес» можно увидеть, сколько компаний зарегистрировано по тому же адресу, что и ваш контрагент. Сам адрес можно сверить с выпиской из ЕГРЮЛ.
Если вы видите, что по указанному адресу зарегистрировано более десяти компаний и все занимаются разным — это повод внимательнее подойти к дальнейшей проверке. В таком случае компания явно не находится по адресу, который указан в реестре.
Задолженности по налогам. В «Прозрачном бизнесе» также можно проверить, всё ли хорошо у потенциального заказчика с уплатой налогов: если у контрагента есть штрафы или нарушения, сервис об этом сообщит.
Приведенный перечень — минимальный чек-лист проверки. В целом, если по нему всё хорошо, в детали можно не углубляться, но иногда дополнительная информация может потребоваться в силу специфики деятельности вашего агентства или контрагента. Например, вы принципиально не работаете с клиентами на упрощенке — в «Прозрачном бизнесе» есть информация о режиме налогообложения.
Контроль платежеспособности заказчика
Здесь стоит проверить риск банкротства контрагента. В Едином федеральном реестре сведений о банкротстве есть ИНН всех организаций, которые проходят на данный момент процедуру признания банкротом.
Сделка, заключенная с потенциальным банкротом, может быть оспорена в рамках процедуры банкротства, и в таком случае вам придется вернуть все полученное от такого контрагента по сделке.
Сделка с потенциальным банкротом скорее всего обернется тем, что вы сделаете свою работу, но не получите по факту за нее оплату. Так что если увидите своего контрагента в реестре сведений о банкротстве — лучше не заключайте с ним договор.
Проверка судебных дел и деловой репутации
Лучше всего проверять наличие судебных разбирательств в Картотеке арбитражных дел. Обязательно смотрите, кем в каждом конкретном деле является компания — истцом или ответчиком, и в чем заключается суть спора. Стоит посмотреть дополнительную информацию по найденным делам.
Также проверьте базу судебных приставов на сайте Федеральной службы судебных приставов. Если компания является должником, сведения о ее исполнительных производствах будут указаны в базе.
Помимо нечистой репутации, наличие контрагента в такой базе также может означать, что приставы будут взыскивать средства по долгам с расчетного счета компании в приоритетном порядке. Поэтому у такого контрагента скорее всего будет сложность со своевременной оплатой своих обязательств перед вами.
Наконец, уточнить деловую репутацию потенциального заказчика можно у коллег по рынку: иногда оказывается, что формально заказчик всё выплачивает в допустимые законом сроки, но вынимает из исполнителя за это душу — вероятно, тоже не лучшая идея для выстраивания партнерства.
Как облегчить проверку контрагентов
Существует большое количество сервисов, которые автоматически подтягивают всю информацию о контрагенте из всех общедоступных источников. Большинство из них работают бесплатно и значительно ускоряют работу. Некоторые даже дают оценки благонадежности заказчика — но мы рекомендуем воспринимать ее только как рекомендацию: часто наличие одной небольшой проблемы не обязательно означает, что с заказчиком нельзя работать.
Наша служба безопасности каждый раз дает рекомендации: с клиентом все хорошо, есть моменты, на которые стоит обратить внимание или с ним не стоит работать. Последняя оценка возникает только в самых крайних случаях и на практике мы никогда с этим не сталкивались.
В проверке контрагентов всегда стоит учитывать индивидуальные особенности бизнеса и конкретных ситуаций. Если вас смутило что-то в документах контрагента и информации о нем — постарайтесь узнать по данному моменту больше или даже задайте вопросы непосредственно заказчику.
Главное
Проверка контрагентов — анализ документов и обзор их налоговой и судебной истории в открытых источниках. В этой процедуре следует опираться на рекомендации ФНС России, а также цели и особенности конкретной сделки.
Как минимум, нужно проверить:
- выписку из ЕГРЮЛ;
- наличие или отсутствие задолженностей по налогам и штрафам;
- риск банкротства;
- наличие или отсутствие судебных дел;
- наличие или отсутствие исполнительных производств;
- деловую репутацию.
Любые нарушения или странности — повод провести более тщательный анализ. Иногда снизить риски позволяет включение в текст договора условий о гарантиях возмещения потерь в случае наступления таких финансовых потерь у одной стороны из-за действий другой (например, в случае доначисления налогов). Но если вы понимаете, что количество рисков критично для вашей деятельности — от сделки правильнее будет отказаться.