План-фактный анализ: что это, кому и когда нужен

Как сопоставить желания бизнеса с реальным положением вещей

Разбор
04.10.24
Автор:
#Планирование#Финансы

Узнали у Айгуль Шадриной — генерального директора бухгалтерской компании S4 Consulting, как выяснить: совпадают ли желания и возможности конкретного бизнеса. И зачем вообще с этим разбираться.

Айгуль Шадрина,
генеральный директор бухгалтерской компании S4 Consulting

Что вообще такое план-факт?

Это отчет, который показывает разницу между планируемыми показателями и фактическими. Например: 

  1. План-факт БДДС (бюджет движения денежных средств) помогает избежать кассовых разрывов. Периодичность подготовки — понедельно.
  2. План-факт БДР (бюджет доходов и расходов) помогает понять итоговый финансовый результат, то есть прибыль или убыток, к которому придете в конце месяца. Периодичность подготовки — понедельно. 
  3. План-факт продаж помогает понять динамику роста и возможность достижения желаемой цели. Периодичность подготовки — ежедневно.
  4. План-факт производства помогает понять наличие и количество некачественных продуктов, простоев, а также оценить потребность в открытии новых вакансий и провести контроль пиковых загрузок. Периодичность подготовки — понедельно.

Агентству точно стоит составлять два отчета: план-факт анализ расходов и план-факт анализ продаж. Дополнительно можно контролировать работу и загрузку целого отдела или конкретного специалиста.

А зачем его составлять? Не проще ли просто посчитать, сколько денег заплатят клиенты в конце месяца?

Нет, не проще. План-факт анализ помогает держать в порядке не только деньги, а бизнес в целом.

Чтобы в конце месяца получить желаемую прибыль, нужно в течение месяца контролировать все бизнес-процессы, понимать текущее состояние дел. По изменениям в отчете собственники и топы смогут вовремя увидеть, если где-то есть проблема, и не допустить кассового разрыва.

Айгуль Шадрина,
генеральный директор бухгалтерской компании S4 Consulting

Результат анализа зависит от направления, в котором его проводят. Варианты задач, которые решает отчет по план-факту:

  • найти неприбыльное направление бизнеса или конкретный продукт;
  • обнаружить самые перспективные направления работы;
  • понять загрузку отдела целиком или конкретного сотрудника;
  • измерить КПД производства, а при необходимости — скорректировать нормативы;
  • скорректировать план развития;
  • найти ответственного за проблемы в компании;
  • обнаружить неочевидные затраты.

Без отчета можно удивиться количеству денег на счете в конце и начать искать, чем закрывать кассовый разрыв. Или получить на стол пачку заявлений об увольнении, так как сотрудники давно перестали справляться с потоком задач и выгорели.

Как выглядит отчет по план-факту?

Обычно план-факт собирают в любой таблице, чаще в Google или Excel. Также можно использовать 1С УНФ или модуль Бит-Финанс. 

НаправлениеПланФактОтклонение
Выручка1 млн руб.100 тыс. руб.90%
Расходы100 тыс.150 тыс.50%
Продажи1009010%

Пример простейшей таблицы план-фактного анализа

Составлять отчет можно за тот срок, который кажется логичным. Например, анализ план-факта бюджета проводят раз в неделю. А отчет по продажам сверяют каждый день. Это особенно важно для малого бизнеса, чтобы не попасть в кассовый разрыв.

Как оценивать данные в отчете?

Отклонение в анализе план-факт считают в процентах от запланированного объема. Средние показатели:

  • меньше 5% — можно не учитывать, либо учесть в последнюю очередь;
  • до 20% — обязательно обратить внимание и выяснить, что не так;
  • более 20% — искать возможность срочно устранить разрыв.

Основное правило: нашли отклонение → выявили его причину.

Почему стоит собирать отчет по план-факту?

Отчет полезный, при этом не отнимет много времени у специалиста, который выполняет задачу. Бухгалтер должен вести документ по финансам, руководители отделов — по продуктивности и загрузке команды, менеджеры проектов — по проектам.

Важное о план-факте:

  • анализ показывает, насколько планы сошлись с реальностью;
  • повышает уровень контроля: за финансами, сотрудниками, бизнесом в целом;
  • помогает выявить воровство и «откаты» — например, когда сотрудник отдела закупок выбирает поставщиков с явно завышенными ценами;
  • подходит как для контроля целого направления или отдела, так и для конкретных сотрудников.
  • помогает найти сильные и слабые стороны отдельных сотрудников и бизнеса в целом.

Внедрить практику ведения отчетов по план-факту можно за пару недель, при этом получить колоссальную пользу для бизнеса.

Что вы узнаете:
Комментарии