Текущая нестабильность рынка — повод задуматься о создании резервного фонда организации. В статье рассказываем, как организовать процесс накопления денег, на что их расходовать и почему это важно для любого бизнеса.
Что такое резервный фонд?
Резервный фонд — часть прибыли компании, которую отложили «на черный день»: если какой-то из рисков реализуется и компании срочно понадобятся деньги, они будут в этом запасе.
Агентства, которые работают на упрощенном режиме и не являются акционерными обществами, не обязаны создавать резервный фонд. Но по опыту эксперта, резервный фонд нужен каждой компании. С 2020 года российский рынок непрерывно подвергается влиянию внешних факторов. Из-за этого регулярно меняются правила игры, бизнес вынужден пересматривать планы и стратегии развития и роста. Чтобы компания не разорилась, удержала сотрудников, не попала на кассовый разрыв, ей нужен максимально ликвидный запас деньги, которые помогут пережить нестабильность.
Хорошо, мне это нужно. С чего начать?
Формирование резервного фонда можно вести двумя способами: сразу сделать значительное отчисление от годовой прибыли или вносить деньги небольшими ежемесячными платежами. Сергей Беляев рекомендует сначала накопить бОльшую часть суммы, а затем пополнять ее ежемесячно за счет процента от чистой прибыли.
Большую часть… А как понять, сколько именно?
Для агентств размер фонда будет зависеть от особенностей бизнеса и предполагаемого порядка использования резервного фонда: в отличие от АО и ООО закон не устанавливает минимальный размер резервного фонда (для компаний такого типа он должен составлять не менее 5% уставного капитала, а при участии иностранных инвестиций — все 25%). Для большинства диджитал-агентств ключевое направление — оплата труда сотрудников: специалисты — основной ресурс и производящая сила. Поэтому лучше держать про запас не менее 50-100% ежемесячного фонда оплаты труда. Если вы работаете только с определенными компаниями или сферой, которые при определенных обстоятельствах могут полностью уйти с рынка, в случае реализации рисков вам придется резко выходить на новые рынки, менять специализацию. В этом случае стоит заложить дополнительные деньги на маркетинг.
Резервный фонд прибыли отвлекает в пассив часть средств, которые можно было бы реинвестировать в развитие. Это тоже важно учитывать: с учетом стратегии развития агентства нормально периодически уменьшать или увеличивать объем резервного фонда — не забывайте только фиксировать это в соответствующих документах.
А где хранить отложенное? Не просто же на карте?
При добровольном формирования резервов, агентство само может выбрать, где и в какой форме их хранить. По мнению эксперта, в зависимости от объемов, резервы лучше держать на банковских счетах, вкладах или минимально рискованных финансовых инструментах типа государственных облигаций. Важно, чтобы к деньгам был максимально стабильный и оперативный доступ: они нужны в критические моменты, когда требуется действовать быстро, чтобы сохранить бизнес.
У кого должен быть доступ к резервному фонду?
Возможность управлять резервами должна быть у лиц, которые принимают финансовые решения в компании. В агентстве это, как правило, СЕО и бухгалтер (если он есть). В крупных компаниях с несколькими подразделениями ответственность за управление фондом обычно берет на себя финансовый директор.
Это нужно учитывать на балансе?
Да, в бухгалтерском учете резервы нужно отражать на счете 82, который так и называется — «Резервный капитал». Чаще всего при этом используют стандартные проводки:
- Дебит 84 — Кредит 82: за счёт прибыли формируем или увеличиваем резервный капитал;
- Дебит 82 — Кредит 84: с помощью средств резервного фонда покрываем убытки компании.
Другие счета в проводках могут возникнуть только в случае, если собственник по какой-то причине решил вложить в резерв собственные деньги.