Стоит ли выделять новое направление работы в отдельный бизнес?

Разбираемся, когда новый продукт в диджитал-агентстве стоит оформить как отдельный бизнес

Вопрос-ответ
06.02.24
Автор: Елена Растворова
#Законы#Масштабирование

Диджитал-агентства создают новые продукты на базе своих ресурсов. Например, запускают обучающие курсы, облачные медиаплатформы, сервисы обратных звонков или системы автоматизации отдела продаж. Вместе с основателем агентства Awake Алексеем Богдановым разбираемся, какой продукт тянет на отдельный бизнес.

Алексей Богданов,
основатель маркетингового агентства Awake и журнала Awake Journal

Когда агентству лучше выпускать новый продукт под своим брендом?

Агентства выпускают новые продукты под своим брендом, чтобы продвигать их за счет репутации компании. Это экономит рекламный бюджет, а имя организации служит гарантией качества.

К примеру, успешное агентство выпускает обучающие курсы. Там преподают сотрудники агентства и рассказывают о том, в чём хорошо разбираются. То есть курсы выросли из ресурсов агентства силами команды. Будет выгодно их продвигать под тем же брендом, потому что так они будут не очередными безликими курсами, а обучающей программой от специалистов известного диджитал-агентства.

В нашем случае продукт, который остался под брендом Awake, — это журнал. Мы выбрали для него название, перекликающиеся с названием агентства — Awake Journal, и выпускаем журнал силами своей команды на сайте агентства. Тем не менее он живет как отдельный продукт: мы не связываем его только с работой нашего агентства. Когда пишем статьи, приглашаем экспертов из других маркетинговых компаний и не даем в нём рекламу нашего агентства.

Алексей Богданов,
основатель маркетингового агентства Awake и журнала Awake Journal

Стоит развивать смежное направление под брендом агентства и не выделять его в отдельный бизнес, если проект небольшой и не приносит ощутимой прибыли. Первое, что надо иметь в виду, — рентабельность бизнеса. Экономическая модель должна быть эффективной, а разница между суммой выручки и затратами на продукт — положительной. 

Допустим, агентство продает обучающий курс. На сайте подключен платежный модуль, который автоматически отправляет курс тем, кто оплатил его. Несколько сотрудников следят за продажами и дают обратную связь ученикам. Курс приносит дополнительные 10–15% к доходам агентства. Имеет смысл и дальше продавать его под тем же брендом. А если один курс вырастает в серию, поток студентов постоянно увеличивается, над проектом работает целая команда, доход сопоставим с доходом агентства — тогда стоит подумать над выделением этого проекта в отдельный бизнес. Дальше поговорим об этом подробнее.

Когда стоит выделить новое направление в отдельный бизнес?

Смежный проект выделяют в отдельный бизнес, когда он быстро развивается и приносит достаточно, чтобы содержать команду. Представьте, что сотрудники агентства делают новый проект. По своей сути он сильно отличается от деятельности агентства и никак не зависит от его репутации. В этом случае стоит сразу создать новый бренд и работать над его развитием.

Например, команда агентства создает мобильное приложение. Над ним трудится команда разработчиков и дизайнеров. У них есть тимлид и руководитель проекта. Даже если пока они успевают параллельно выполнять задачи агентства, стоит выпускать приложение под другим брендом и считать деньги отдельно.

С точки зрения бизнеса почти всегда нужно отделять новое направление, если оно не является еще одной услугой агентства. У нас есть отдельный продукт — VPN. Зарабатываем на платной подписке. На проекте задействованы три человека из команды агентства: два разработчика и дизайнер. Параллельно они выполняют задачи агентства.

Алексей Богданов,
основатель маркетингового агентства Awake и журнала Awake Journal

Отдельное направление бизнеса — это точка опоры. Точки опоры помогают зарабатывать, даже когда выручка агентства проседает. Некоторые проекты в агентстве могут сработать в минус, в это время другие принесут прибыль. 

Может ли команда решать задачи агентства и проекта одновременно?

Команда может совмещать работу над новым продуктом и работу в агентстве, когда проект только начинает развиваться и не требует постоянного включения. Однако, если направление стабильно растет, стоит выделить руководителя направления и усилить команду.

Команду делят и нанимают новых сотрудников либо полностью набирают новую команду, когда проект вырастает и работает автономно. Отдельная команда сможет планомерно развивать бизнес. Например, так получилось у Qsoft: над созданием системы автоматизации отдела продаж amoCRM работали штатные сотрудники диджитал-интегратора. Когда проект выстрелил, часть команды Qsoft отделилась, чтобы развивать новое направление, а Qsoft расширил штат.

Всё сугубо индивидуально. Порой руководство и сотрудники могут работать сразу же на два бизнеса. К примеру, выступать в роли преподавателей несколько дней в месяц на обучающих курсах агентства. Бывает, что новый проект требует полной занятости сотрудника и совмещать не получится.

Алексей Богданов,
основатель маркетингового агентства Awake и журнала Awake Journal

Команда растет вместе с количеством проектов. Обычно агентства начинают новые проекты силами штата. Нанимают сотрудников и формируют отдельные команды для проектов, которые выстреливают. 

О чём важно помнить, когда в агентстве появляется смежный проект?

Правильно оценивайте емкость рынка в вашем сегменте. Разберитесь, какие компании уже есть в нише, в чём их уникальность и есть ли запрос от потребителей на новых игроков. Определите, что помогает увеличивать продажи в вашей сфере и куда вы можете двигаться дальше.

Запускайте направление, если на это есть ресурсы и возможности. Как следует протестируйте и проверьте жизнеспособность направления, прежде чем инвестировать в него ресурсы и время.

Алексей Богданов,
основатель маркетингового агентства Awake и журнала Awake Journal

Посчитайте юнит-экономику и посмотрите, обеспечивает ли новый проект себя самостоятельно. Только после этого решайте, выделять ли смежное направление в отдельный бизнес. Это должно быть целесообразно в финансовом плане.

Например, ваше агентство планирует выпуск мобильного приложения. Вы изучили рынок и решили, что сможете конкурировать с игроками в вашем сегменте и попасть в тренд. Дальше порядок действий может быть таким:

  • определите, какие специалисты вам нужны: разработчик, дизайнер, тестировщик, UX-редактор, копирайтер;
  • распределите роли среди своих сотрудников и при необходимости наймите недостающих;
  • посчитайте, сколько вы потратите на зарплату команде, маркетинг, использование сторонних библиотек и инструментов;
  • посчитайте, когда проект станет безубыточным и когда будет приносить прибыль;
  • сверьтесь с вашими ожиданиями: сколько денег вы готовы потратить на запуск и как долго ждать результата.
Что вы узнаете:
Комментарии