Диджитал-агентства создают новые продукты на базе своих ресурсов. Например, запускают обучающие курсы, облачные медиаплатформы, сервисы обратных звонков или системы автоматизации отдела продаж. Вместе с основателем агентства Awake Алексеем Богдановым разбираемся, какой продукт тянет на отдельный бизнес.
Когда агентству лучше выпускать новый продукт под своим брендом?
Агентства выпускают новые продукты под своим брендом, чтобы продвигать их за счет репутации компании. Это экономит рекламный бюджет, а имя организации служит гарантией качества.
К примеру, успешное агентство выпускает обучающие курсы. Там преподают сотрудники агентства и рассказывают о том, в чём хорошо разбираются. То есть курсы выросли из ресурсов агентства силами команды. Будет выгодно их продвигать под тем же брендом, потому что так они будут не очередными безликими курсами, а обучающей программой от специалистов известного диджитал-агентства.
В нашем случае продукт, который остался под брендом Awake, — это журнал. Мы выбрали для него название, перекликающиеся с названием агентства — Awake Journal, и выпускаем журнал силами своей команды на сайте агентства. Тем не менее он живет как отдельный продукт: мы не связываем его только с работой нашего агентства. Когда пишем статьи, приглашаем экспертов из других маркетинговых компаний и не даем в нём рекламу нашего агентства.
Стоит развивать смежное направление под брендом агентства и не выделять его в отдельный бизнес, если проект небольшой и не приносит ощутимой прибыли. Первое, что надо иметь в виду, — рентабельность бизнеса. Экономическая модель должна быть эффективной, а разница между суммой выручки и затратами на продукт — положительной.
Допустим, агентство продает обучающий курс. На сайте подключен платежный модуль, который автоматически отправляет курс тем, кто оплатил его. Несколько сотрудников следят за продажами и дают обратную связь ученикам. Курс приносит дополнительные 10–15% к доходам агентства. Имеет смысл и дальше продавать его под тем же брендом. А если один курс вырастает в серию, поток студентов постоянно увеличивается, над проектом работает целая команда, доход сопоставим с доходом агентства — тогда стоит подумать над выделением этого проекта в отдельный бизнес. Дальше поговорим об этом подробнее.
Когда стоит выделить новое направление в отдельный бизнес?
Смежный проект выделяют в отдельный бизнес, когда он быстро развивается и приносит достаточно, чтобы содержать команду. Представьте, что сотрудники агентства делают новый проект. По своей сути он сильно отличается от деятельности агентства и никак не зависит от его репутации. В этом случае стоит сразу создать новый бренд и работать над его развитием.
Например, команда агентства создает мобильное приложение. Над ним трудится команда разработчиков и дизайнеров. У них есть тимлид и руководитель проекта. Даже если пока они успевают параллельно выполнять задачи агентства, стоит выпускать приложение под другим брендом и считать деньги отдельно.
С точки зрения бизнеса почти всегда нужно отделять новое направление, если оно не является еще одной услугой агентства. У нас есть отдельный продукт — VPN. Зарабатываем на платной подписке. На проекте задействованы три человека из команды агентства: два разработчика и дизайнер. Параллельно они выполняют задачи агентства.
Отдельное направление бизнеса — это точка опоры. Точки опоры помогают зарабатывать, даже когда выручка агентства проседает. Некоторые проекты в агентстве могут сработать в минус, в это время другие принесут прибыль.
Может ли команда решать задачи агентства и проекта одновременно?
Команда может совмещать работу над новым продуктом и работу в агентстве, когда проект только начинает развиваться и не требует постоянного включения. Однако, если направление стабильно растет, стоит выделить руководителя направления и усилить команду.
Команду делят и нанимают новых сотрудников либо полностью набирают новую команду, когда проект вырастает и работает автономно. Отдельная команда сможет планомерно развивать бизнес. Например, так получилось у Qsoft: над созданием системы автоматизации отдела продаж amoCRM работали штатные сотрудники диджитал-интегратора. Когда проект выстрелил, часть команды Qsoft отделилась, чтобы развивать новое направление, а Qsoft расширил штат.
Всё сугубо индивидуально. Порой руководство и сотрудники могут работать сразу же на два бизнеса. К примеру, выступать в роли преподавателей несколько дней в месяц на обучающих курсах агентства. Бывает, что новый проект требует полной занятости сотрудника и совмещать не получится.
Команда растет вместе с количеством проектов. Обычно агентства начинают новые проекты силами штата. Нанимают сотрудников и формируют отдельные команды для проектов, которые выстреливают.
О чём важно помнить, когда в агентстве появляется смежный проект?
Правильно оценивайте емкость рынка в вашем сегменте. Разберитесь, какие компании уже есть в нише, в чём их уникальность и есть ли запрос от потребителей на новых игроков. Определите, что помогает увеличивать продажи в вашей сфере и куда вы можете двигаться дальше.
Запускайте направление, если на это есть ресурсы и возможности. Как следует протестируйте и проверьте жизнеспособность направления, прежде чем инвестировать в него ресурсы и время.
Посчитайте юнит-экономику и посмотрите, обеспечивает ли новый проект себя самостоятельно. Только после этого решайте, выделять ли смежное направление в отдельный бизнес. Это должно быть целесообразно в финансовом плане.
Например, ваше агентство планирует выпуск мобильного приложения. Вы изучили рынок и решили, что сможете конкурировать с игроками в вашем сегменте и попасть в тренд. Дальше порядок действий может быть таким:
- определите, какие специалисты вам нужны: разработчик, дизайнер, тестировщик, UX-редактор, копирайтер;
- распределите роли среди своих сотрудников и при необходимости наймите недостающих;
- посчитайте, сколько вы потратите на зарплату команде, маркетинг, использование сторонних библиотек и инструментов;
- посчитайте, когда проект станет безубыточным и когда будет приносить прибыль;
- сверьтесь с вашими ожиданиями: сколько денег вы готовы потратить на запуск и как долго ждать результата.