От вдохновения до желания всё бросить: как сохранить интерес к развитию агентства

Обсуждаем с экспертами, как они мотивируют себя в работе

Мнение
20.05.24
Автор:
#Коммуникация#Опыт

Рано или поздно наступает момент, когда дальнейшее развитие агентства кажется неперспективным. Причины могут быть разными: низкие продажи, конфликты с сотрудниками, изменение целей. В любом случае поддерживать интерес к бизнесу в такой ситуации сложно. Руководители агентств и директор по маркетингу в TargetHunter рассказали, где они находят мотивацию для развития бизнеса. Читайте личные истории в этом материале.

Дмитрий Логинов,
CEO диджитал-агентства «Четвёртый Рим»
Александр Пиджи,
директор по маркетингу в TargetHunter
Дмитрий Шевцов,
основатель диджитал-агентства Semantist

С чего начинается бизнес

Чаще всего агентство — это логическое продолжение того, чем его создатель давно занимался. В этом случае навыки и интерес к сфере становятся основным мотивом для руководителя.

На самом деле я делал то, что нравится, и получал за это положительный фидбэк. Изначально я работал веб-дизайнером, но понял, что это не совсем мое. Слишком размытые регламенты, на утверждение макета уходят недели. 

В SEO оказалось всё более понятно, четко и сами задачи мне были интереснее. Почти сразу у меня набралось достаточно много клиентов, и один я не справлялся. Поэтому я начал собирать команду, растить чеки и выходить на более сложные проекты.

Дмитрий Шевцов,
основатель диджитал-агентства Semantist

Бывает и так, что к открытию бизнеса приводит стечение обстоятельств или случайное знакомство.

Как и многие в этом бизнесе, я не ставил каких-то глобальных целей. Всё началось после института: я познакомился с товарищем, который делал сайты и разбирался в Photoshop. Меня увлекла эта сфера. Дизайн и продажи стали альтернативой прикладной математике, которую я изучал в институте. Потому что здесь можно было заработать, есть конкретные задачи и результат. К тому же двадцать лет назад рекламный бизнес только появлялся — мы много учились, внедряли знания в проект, и это было интересно. Шесть лет я только разбирался, как работает мир диджитала.

Дмитрий Логинов,
CEO диджитал-агентства «Четвёртый Рим»

Иногда идея может перерасти в другой проект. В таком случае смена фокуса станет той самой мотивацией к развитию в бизнесе.

Агентский бизнес как наркотик: если ты начал этим заниматься, то уйти сложно. 

Я десять лет назад открывал свое агентство, а затем совместно с партнером — студию графики и анимации. Постепенно меня начали привлекать другие агентства, чтобы настроить бизнес-процессы внутри. Сейчас я работаю директором по маркетингу в TargetHunter.

Даже работая в найме, я воспринимаю задачи как отдельный маленький бизнес, где я отвечаю за показатели и прочие вещи. Например, в агентстве Дамира Халилова с самого первого дня я вел таблицу с данными о том, сколько денег компания потратила на меня и сколько прибыли я и моя команда принесли компании.

Александр Пиджи,
директор по маркетингу в TargetHunter

При потере ориентира можно вспомнить про изначальную идею, с которой вы открывали агентство. Как минимум это даст понимание, насколько она соотносится с вашими планами на текущий момент. Если идея перестала быть направлением, возможно, стоит поискать новые источники мотивации.

Где находить вдохновение

Нужно искать новые стимулы в тот момент, когда бизнес перестает приносить радость. Ключевое здесь — выбирать то, что будет работать для вас. Можно читать книги и смотреть интервью с другими бизнесменами, но, если это не побуждает к действиям, мотивация вряд ли появится. 

Вспоминаем про планы. Личная цель предпринимателя похожа на компас. Она показывает направление и помогает в тот момент, когда желания двигаться дальше не остается. К целям стоит возвращаться на разных этапах: на старте агентства, в периоды кризиса и даже когда особых проблем нет.

Раньше мое агентство было похоже на семейный бизнес. Например, я нанимал сотрудников из близкого круга друзей и оставлял их в команде даже при низких результатах. Со временем я понял, что это мешает развитию компании. Два года назад поставил более осмысленные цели с точки зрения бизнеса: по финансам, продуктам и структуре компании. Я собрал команду топовых сотрудников, и результаты уже есть. Да, это больше не семья, а дружная команда профессионалов. С ней я хочу реализовать новые амбициозные цели.

Дмитрий Логинов,
CEO диджитал-агентства «Четвёртый Рим»
За целью всегда стоит какой-то мотив. Если четко его определить, будет легче поддерживать мотивацию
За целью всегда стоит какой-то мотив. Если четко его определить, будет легче поддерживать мотивацию

Ищем вдохновение в задачах. Бизнес в чём-то похож на хобби. Человек уделяет этому время, загорается от того, что делает, — и вдохновляет других. Но в какой-то момент наступает спад и интерес превращается в рутину. В этом случае стоит ответить на вопрос: «Что вам больше всего нравится в бизнесе?»

Стоит заниматься тем, что драйвит. У меня было именно так: с самого начала мне были интересны задачи в SEO и маркетинге. Чем глубже я нырял в эту сферу, тем сильнее становился интерес. Я мог ночами заниматься проектами, и, конечно, интерес подогревали продажи.

Дмитрий Шевцов,
основатель диджитал-агентства Semantist

Иногда интерес к маркетинговым задачам уходит на второй план, и фокус переходит на управленческие задачи.

Раньше я думал, что мне нравится дизайн, верстка и создание сайтов. В конце концов я понял, что люблю управлять процессами и находить нужных людей в команду. Мне нравится скорость достижения результата при работе с сотрудниками.

Дмитрий Логинов,
CEO диджитал-агентства «Четвёртый Рим»

Для многих руководителей команда становится главным вдохновителем, потому что двигаться к цели проще вместе с единомышленниками.

Мне нравится запускать процессы и постоянно кидать вызовы как себе, так и команде. Когда я чувствую, что мы делаем крутой продукт и он выстрелит. Это может касаться любой задачи: создание курса, дашборд данных для юнит-экономики. Главное, что создается конечный продукт, который влияет на цели бизнеса.

Александр Пиджи,
директор по маркетингу в TargetHunter

Заряжаемся общением с людьми. Семья и друзья — это поддержка, а у коллег и партнеров можно взять идеи, которые вдохновят на что-то новое.

Энергию я получаю от окружающих меня людей. В первую очередь это семья, затем друзья, клиенты и команда. Мне нужна поддержка от людей, и я сам всегда стараюсь выстраивать комфортные отношения.

Дмитрий Логинов,
CEO диджитал-агентства «Четвёртый Рим»

Люди, которые совпадают по ценностям и взглядам, могут стать для руководителя партнерами, наставниками и друзьями.

Самая крутая мотивация — это люди. Сейчас я выступаю на конференциях, делюсь своими идеями и вдохновляюсь опытом других руководителей. До конференций я общался с конкретными людьми, обучался у них — мне было интересно узнать, как успешно продвигаются крупные проекты. Один раз я попал в агентство, проработал полгода и осознал, что есть много идей, которые мне хочется воплотить самостоятельно, без регламентов и техдиров. Так я открыл свое агентство.

Дмитрий Шевцов,
основатель диджитал-агентства Semantist

Делаем перерывы. Сложно сохранять мотивацию для развития бизнеса, когда находишься в постоянном стрессе. Паузы и любимое хобби помогают выдохнуть и найти силы для движения вперед.

Я двадцать лет занимаюсь музыкой. Сейчас несколько раз в год мы с группой Mango Papa выступаем на мероприятиях. Я пою, играю на гитаре и делаю аранжировки песен. Музыка дает мне энергию и помогает поддерживать связи в агентском бизнесе. Например, недавно меня пригласили на вечеринку для молодых предпринимателей. А несколько лет назад мы выступали на афтепати диджитал-конференции.

Александр Пиджи,
директор по маркетингу в TargetHunter

Мотивация и энергия могут закончиться в самый неожиданный момент. Тогда лучшим решением будет отдых и смена обстановки.

Были моменты, когда моторчик ломался и ничего не хотелось. В этих случаях я выходил на долгие прогулки, чтобы переключить мысли. Также я занимаюсь спортом: бассейн, йога, спортзал. Иногда выезжаем с семьей на природу, и это тоже помогает переключиться.

Дмитрий Шевцов,
основатель диджитал-агентства Semantist

Источником мотивации могут стать команда, цели бизнеса или другие люди. Главное — переключать внимание и делать то, что заряжает.

Что делать, когда хочется всё бросить

Иногда инструменты мотивации просто не работают — обычно так происходит в кризисные моменты. Рассмотрим на личном опыте экспертов, что может стать источником мотивации в таком случае.

На меня сильно повлияла книга «Ботаники делают бизнес» Фёдора Овчинникова. На тот момент я не знал, что он основал «Додо Пиццу». До открытия своего бизнеса он работал в том самом «Теремке», а затем в пиццерии «Папа Джонс». После смены он приходил домой, записывал идеи в тетрадь и пробовал новые стратегии. Такие истории работают как ролевые модели, которые помогают осознать, что со всем можно справиться.

Александр Пиджи,
директор по маркетингу в TargetHunter

Когда процессы долгое время не менялись, стоит попробовать что-то кардинально новое. Это даст подпитку и свежий взгляд на бизнес.

Пять лет назад у меня было сильное выгорание. Я разрывался между задачами, и особого роста в агентстве не было. На тот момент я ходил в офис, потому что думал, что мое присутствие обязательно. Удаленка на тот момент была не очень популярна. В пандемию я начал работать из дома и уделять время семье — появилось второе дыхание. Таким же свежим глотком стал переезд из Обнинска в Воронеж. Это новый этап жизни, который дал энергию и взбодрил все сферы, в том числе и бизнес.

Дмитрий Логинов,
CEO диджитал-агентства «Четвёртый Рим»

Бывает так, что проблема становится главным мотиватором для того, чтобы продолжать бизнес.

Реально развивать агентство позволяют проблемы. У меня был такой момент, когда заказов в агентстве стало слишком много и мы их не вытягивали. Я стал смотреть по сторонам: что происходит у других? Это дало возможность не закопаться в проблемах, а поменять стратегию и начать больше делегировать. Потому что есть разные бизнесы, обороты и подходы к мотивации себя в кризис.

Дмитрий Шевцов,
основатель диджитал-агентства Semantist

Снижение мотивации происходит в разные моменты. Для того чтобы не зависнуть в этом состоянии, нужно взять паузу, попробовать новый подход или подсмотреть идеи у других. 

Главное 

Для каждого руководителя мотивацией будет что-то свое. Вот что рекомендуют наши эксперты:

  • Связывайте мотивацию с целями бизнеса и задачами, которые вам нравится делать.
  • Окружайте себя единомышленниками, общайтесь с семьей, командой и руководителями других агентств.
  • Выделяйте время на паузы и любимое хобби, чтобы перезагрузиться и найти новые идеи. 
  • Кризисные моменты используйте как возможности и сделайте новый шаг, чтобы найти новый источник вдохновения.
Что вы узнаете:
Комментарии