Шесть способов мыслить позитивно: советы сотрудникам и руководителям агентств

Как перестать видеть катастрофу в каждой проблеме

Подборка
26.11.24
Автор:
#Персонал#Эффективность

Иногда после неудачного звонка с клиентом хочется закрыть ноутбук и сказать: «Да лучше бы вообще на брались за проект. Получится так же, как в прошлый раз». Такое случается у всех. Но если негативные мысли поселяются в голове вновь и вновь, это будет мешать и самому человеку, и коллегам. Вместе с психологом и гештальт-терапевтом, Еленой Хижняк разобрались, что такое катастрофизация мышления и что с этим делать. Советы будут полезны как руководителю, так и сотрудникам агентств.

Елена Хижняк,
психолог, гештальт-терапевт

Что значит катастрофизация мышления

Это способ восприятия, при котором человек сильно преувеличивает возможный негативный результат. Чаще всего причин для этого может и не быть. Но мысли всё-равно превращаются в цепочку, где каждый следующий шаг становится всё более катастрофичным.

Катастрофизация — это убежденность в негативном сценарии будущего. Обычно в таком случае у человека много внутренней самокритики, ему сложно себя поддерживать и строить позитивные планы на будущее.

Елена Хижняк,
психолог, гештальт-терапевт

Рассмотрим на примерах.

При катастрофизации даже незначительная ситуация может вызвать сильную тревогу
При катастрофизации даже незначительная ситуация может вызвать сильную тревогу

Чаще всего катастрофизация проявляется у руководителей, которые только открыли агентство. На фоне большого количества вопросов, которые нужно решить, может проявляться страх, что ничего не получится. Еще такое мышление связано с негативным опытом в прошлом. Например, руководитель уже открывал бизнес и он был неудачным или у сотрудника несколько раз не получалось наладить контакт с коллегами. В этом случае человек может ожидать, что неудачи повторяться.

Причиной катастрофизации мышления могут быть несложившиеся проекты. У человека формируются негативные убеждения, которые не помогают, а мешают двигаться. Например, предпринимателю было сложно эмоционально развивать бизнес, сотрудники из агентства ушли, а близкие не поддержали. Тогда это станет ограничителем для новых попыток.

Елена Хижняк,
психолог, гештальт-терапевт

Катастрофическое мышление проявляется у всех людей — это часть эволюционного механизма. С помощью него человек пытается обезопасить себя на случай, если произойдет что-то неприятное. Но если руководитель или сотрудники в каждой ситуации начинают прокручивать негативный сценарий, с этим лучше работать. Вот несколько советов, которые помогут в этом.

Совет 1. Отделяйте факты от эмоций

Страхи не ждут — они накатывают волной и человек не успевает понять, как ушел в негативный сценарий. Вот тут как раз нужно учиться останавливаться и смотреть в лицо реальности. Например, вместо «Если я потеряю клиента, это конец бизнесу» перевернуть мысль в такую сторону: «Действительно ли от ухода от одного клиента всё рухнет?».

Самая быстрая техника — это фокусировка на настоящем или проработка тревоги через реальность. Возьмите листок бумаги и напишите три-пять фактов, которые у вас есть вне зависимости от ситуации. Например, это крутая команда, план работы, успешные проекты. Это станет поддержкой и вернет в настоящий момент. Лучше эту технику делать в конце рабочего дня, когда руководитель или сотрудник расслаблен и не загружен потоком задач.

Елена Хижняк,
психолог, гештальт-терапевт

Совет 2. Фокусируйтесь на решениях

Попробуйте подумать, что вы можете сделать, чтобы негативный сценарий не воплотился. Например, если обещали отправить аналитику по проекту, но не все данные смогли собрать, стоит предупредить об этом команду.

Совет 3. Используйте технику «5 почему»

Она поможет найти корень переживаний, а значит, и возможно, решение. Работает техника так: в момент, когда возникнут негативные мысли, задайте себе вопрос: «Почему это произошло?». Их должно быть пять. При это каждый следующий вопрос — продолжение ситуации, на которую вам удалось выйти. Это поможет выявить реальные причины беспокойства и предотвратить чрезмерные переживания.

После финального ответа можно подумать о том, что можно сделать для того, чтобы исправить ситуацию. Например, обсудить приоритеты задач с руководством и попросить помощника
После финального ответа можно подумать о том, что можно сделать для того, чтобы исправить ситуацию. Например, обсудить приоритеты задач с руководством и попросить помощника

Совет 4. Делитесь опасениями с другими

Любой человек хоть раз представлял себе самый ужасный исход — на работе, в личной жизни и других сферах. Обсуждение переживаний с тем, кто уже с таким сталкивался, поможет увидеть ситуацию под другим углом и уменьшить тревожность.

У руководителей в окружении обычно есть люди, с которыми он может обсудить проблемы в бизнесе. Например, партнёры, друзья, коллеги. А чтобы сотрудник справлялся с негативными мыслями, у него должна быть возможность обратиться к команде или руководителю. Например, просто написать в чат и получить поддержку. Так человек не останется один на один со своими переживаниями.

Елена Хижняк,
психолог, гештальт-терапевт

Совет 5. Вспомните позитивный опыт

В моменте кажется, что ситуация точно нормально не разрешится. Но проходит время и опасения оказываются напрасными. Например, клиенту понравился сайт и он порекомендовал агентство другим, а не ушел к конкурентам из-за срыва дедлайна.

Негативные события могут привести к положительным изменениям в жизни. Например, если руководитель потерпел неудачу в одном бизнесе, он может извлечь уроки из этого опыта и добиться успеха в других проектах. Получается, что люди, которые смогли один раз преодолеть в своей жизни какой-то кризис, выходят «в плюс» и учатся мыслить позитивно. Это становится поддержкой для решения похожих ситуаций без негатива.

Елена Хижняк,
психолог, гештальт-терапевт

Совет 6. Делегируйте задачи

Иногда представление негативного сценария связано с тем, что человек берет на себя слишком много. Перегрузка приводит к чувству, что всё на грани срыва, и любая ошибка может привести к «концу света» — провалу проекта, потере клиента или краху бизнеса.

Кризисные моменты — это часть предпринимательской жизни. В такие моменты человеку важно найти опору в себе или в других людях — коллегах, сотрудниках, семье. Поэтому поиск компетентных людей, которым можно делегировать задачи, это своеобразная профилактика от негативных мыслей о будущем.

Елена Хижняк,
психолог, гештальт-терапевт

Катастрофизация мышления помогает понять, что человека действительно тревожит, сделать паузу и найти какое-то решение. С этим можно работать по-разному, например фокусироваться на настоящем, работать с психологом или пробовать переключать внимание на решение проблем. Главное, работать с негативными мыслями постоянно. Тогда постепенно отношение к проблемам будет меняться.

Что вы узнаете:
Комментарии