Свой парень vs недосягаемый руководитель: как правильно общаться с подчиненными

Выбираем и выстраиваем стратегию коммуникации

Мнение
02.04.24
Автор: Лена Прохорова
Автор: Лена Прохорова
#Коммуникация#Персонал

От стиля общения зависят многие факторы в работе агентства — начиная с атмосферы в коллективе и заканчивая текучкой кадров, ростом прибыли и нагрузкой руководителя. Разбираемся вместе с экспертами в плюсах и минусах разных стратегий коммуникации.

Денис Кабалкин, позиция: руководитель-друг
руководитель компании Vitamin.tools, автор телеграм-канала «Диджитал Моржовый»
Евгений Боровков, позиция: недосягаемый руководитель
предприниматель, основатель агентства «Искусство автоматизации», Structura.app, Botcreators.ru

Как выбрать стратегию коммуникации?

Кому-то комфортно держаться на дистанции, а кому-то поддерживать близкие отношения с коллективом. Поэтому стратегию нужно выбирать исходя из своего типа. Сотрудники быстро заметят попытки казаться кем-то. А еще они могут привести к выгоранию: притворство восемь часов в день и 40 часов в неделю весьма изматывающее занятие.

Коллектив — живой организм, который подстроится под управляющего, и со временем подчиненные поймут, как общаться с руководителем. В другую сторону эта система не сработает или будет неэффективна: придется тратить много сил на то, чтобы соответствовать запросам команды.

Денис Кабалкин, позиция: руководитель-друг
руководитель компании Vitamin.tools, автор телеграм-канала «Диджитал Моржовый»

При этом стратегия не обязательно должна быть единой для всех. Если мы говорим про большое агентство, в котором есть несколько отделов, то совершенно нормально общаться с каждым по-разному.

Я управляю несколькими командами и отделами — каждым по-своему. В одном могу вести себя как свой парень, близкий друг. В другом ставлю себя как недосягаемого строгого руководителя. Эту дистанцию можно менять: сокращать или увеличивать. Главное, чтобы нагрузка была комфортной и посильной.

Евгений Боровков, позиция: недосягаемый руководитель
предприниматель, основатель агентства «Искусство автоматизации», Structura.app, Botcreators.ru

Как правильно общаться с сотрудниками, будет видно на дистанции — вы поймете, комфортно ли вам активно вовлекаться в рабочие задачи подчиненных или же получать от них только готовые результаты. Можно попробовать примерить на себя оба варианта в разных отделах и понять, в какой позиции вы ощущаете больше уверенности в своих действиях и словах.

На что влияет стратегия коммуникации?

Тактика общения с подчиненными сказывается не только на отношениях внутри коллектива. Более того, она прямо влияет на текучку кадров, рост агентства и нагрузку руководителя. Но посмотреть на все эти факторы можно с разных позиций.

Лояльность сотрудников и текучка кадров. Большинство людей работают эффективнее в комфортных условиях: без нагнетающей обстановки и давления.

Не все готовы работать в напряжении. Я часто наблюдаю, как люди, приходящие после работы с недосягаемым руководителем, быстро раскрываются в дружеской атмосфере: они полностью отдаются работе и выдают космические результаты. У нас в агентстве сейчас около ста человек, и процент увольнений очень низкий — уверен, что во многом благодаря позитивному общению внутри коллектива. 

Когда приходят тяжелые времена, сотрудники готовы поддерживать вас и проходить через кризисы вместе: терпеть сокращения заработной платы или ее задержки. Для формирования такой открытости я каждый месяц публикую полные финансовые результаты работы: сколько денег пришло, где есть проблемы, где их нет.

Денис Кабалкин, позиция: руководитель-друг
руководитель компании Vitamin.tools, автор телеграм-канала «Диджитал Моржовый»

При отстраненной позиции руководителя сотрудникам сложно почувствовать себя на своем месте. Но при этом четкая структура подчинений помогает новым сотрудникам адаптироваться на руководящих позициях. Если к команде присоединяется, например, начальник отдела, то в недосягаемой позиции у него больше времени на адаптацию: он может ошибиться, пересмотреть процессы, снова ошибиться, но компания из-за этого не рухнет.

Когда руководитель занимает отстраненную позицию, сотрудники могут чувствовать себя брошенными. Например, в семье случается горе и человеку нужно уехать на несколько дней в другой город. Если в агентстве нет HR-службы, то вопрос придется решать руководителю. Ему, конечно, по-человечески может быть грустно, но волнуют его рабочие вопросы и дедлайны. 

Сочувствие и поддержку этот сотрудник может получить от коллег, но отношения с руководителем и к самой работе ситуация может испортить: со стороны как этого конкретного сотрудника, так и всех остальных, наблюдавших случившееся со стороны.

Евгений Боровков, позиция: недосягаемый руководитель
предприниматель, основатель агентства «Искусство автоматизации», Structura.app, Botcreators.ru

Текучка при смене руководства — нормальный процесс. А большое количество увольнений после периода адаптации — показатель неправильно выстроенной коммуникации.

Рост агентства и развитие сотрудников. Благодаря маленькой текучке увеличиваются шансы вырастить сильную лояльную команду.

Моя компания за последние два года выросла в тридцать раз. И я уверен, что всё это благодаря команде и тому, как я общаюсь с сотрудниками. Когда в команде дружеское отношение, сотрудники чувствуют больше свободы — могут проявляться, расти, предлагать свои идеи. У них нет ощущения, что их задавят, если они придут с какой-то инициативой, — я всегда рад обсудить идею. Вместо наказаний за ошибки они учатся анализировать действия и развиваются. 

Еще одно преимущество дружеского общения с подчиненными — быстрое обнаружение пробелов в работе, так как подчиненные могут в любой момент прийти ко мне и сказать, что где-то случился сбой. Или же включаться в обсуждение на встречах — такая активность тоже считается показателем доверия и открытости в коллективе.

Денис Кабалкин, позиция: руководитель-друг
руководитель компании Vitamin.tools, автор телеграм-канала «Диджитал Моржовый»

Недосягаемая позиция может помочь вовремя выявить проблемы у сотрудников, которые не справляются с задачами.

Сотрудники не приходят с жалобами: они знают, что со всеми задачами им нужно разбираться самостоятельно и никто не будет их жалеть. Руководитель не тратит свое время, а несостоятельные подчиненные вовремя отсекаются. Правда, в большом коллективе отсутствие достаточного общения иногда, наоборот, не позволяет вовремя обратить внимание на плохую работу. 

Люди могут предлагать идеи любому руководителю: если нет времени обсуждать лично, то я прошу заносить все инициативы в отдельный документ, потом смотрю и принимаю решение. Это точно так же позволяет мне замечать талантливых людей и развивать их.

Евгений Боровков, позиция: недосягаемый руководитель
предприниматель, основатель агентства «Искусство автоматизации», Structura.app, Botcreators.ru

Развитие и рост сотрудников зависят не только от стратегии коммуникации, но и от желания самих людей куда-то двигаться. Есть те, кто сможет самостоятельно построить траекторию и успешно двигаться по карьерной лестнице без лишнего контроля. Другим для роста нужен постоянный надзор и советы. 

Нагрузка на руководителя. Дружеские взаимоотношения требуют активного включения руководителя в процесс работы и развитый навык эмпатии.

Основной минус дружеской коммуникации в том, что много времени уходит на построение отношений. Например, у нас в агентстве есть несколько традиций, которые я поддерживаю и в которых участвую: рэндом-кофе, во время которого ребята с разных отделов общаются между собой в непринужденной обстановке; «пятничная рефлексия» — возможность прийти на час в отдельный кабинет и просто поныть без галстуков; чат с шуточками и мемами. Всё это происходит в рабочее время, но я вижу в этом большую перспективу.

Денис Кабалкин, позиция: руководитель-друг
руководитель компании Vitamin.tools, автор телеграм-канала «Диджитал Моржовый»

У недосягаемого руководителя всё работает строго по вертикали: ему не приходится доделывать задачи за подчиненными, работать в ночи или срочно кого-то заменять.

У меня не болит голова за каждого сотрудника, потому что я эмоционально не вовлекается в его жизнь. Если заболела кошка, затопило квартиру или что-то еще произошло, то я об этом просто не знаю — и продолжаю заниматься работой. Плюс еще и в том, что даже во время ЧП человек сделает нужный мне результат.

Евгений Боровков, позиция: недосягаемый руководитель
предприниматель, основатель агентства «Искусство автоматизации», Structura.app, Botcreators.ru

Опираться стоит на внутренние ощущения: хотите ли вы вкладываться в людей и сближаться с ними, или вам комфортнее выстроить автоматизированную цепочку выполнения задач с минимальным включением себя в этот процесс. 

Как грамотно выстроить коммуникацию? 

Вряд ли с новым человеком подчиненные будут вести себя слишком развязно, а значит, у вас появится время для поиска своего стиля. В этом процессе важно постепенно нащупать стратегию, при которой вы будете чувствовать себя уверенно. Можно присматриваться к людям, подходы которых вас привлекают: работа с наставником помогает управленцам любого уровня. А еще важно выстраивать рутину — выделять задачи или встречи, в которых вы всегда будете участвовать.

Для любого руководителя важны ритуалы. Например, созвон в начале недели всем отделом в 10 утра. Обсуждаете задачи и итоги — то есть повестка созвона одинаковая. Или проставлять статусы задачи. Может показаться, что это бесполезная работа и все знают про этапы выполнения задачи, но постепенное выстраивание такой системы в дальнейшем поможет автоматизировать процессы и тратить на разговоры меньше времени.

Евгений Боровков, позиция: недосягаемый руководитель
предприниматель, основатель агентства «Искусство автоматизации», Structura.app, Botcreators.ru

В новом коллективе с уже сложившимися правилами не стоит сразу что-то менять — нужно посмотреть и понаблюдать за процессом работы, поговорить с каждым сотрудником и провести несколько установочных встреч. На дистанции станет понятно, в каких местах система дает сбои и как нужно общаться с работниками.

Как понять, что стратегия не работает? 

Отсутствует конструктивное общение в чатах. 
Высокий процент увольнений на дистанции.
Сотрудники используют дружбу как прикрытие от некомпетентности. 
Негатив и сплетни по отношению к руководителю.
Индикаторы неработающей стратегии коммуникации

Перестраивать стратегию тоже придется постепенно: если люди привыкли к короткой дистанции, то резкое отдаление может вызвать больше непонимания и отторжения. Меньше общаться, реже приходить в отдел, ограничивать разговоры кругом задач и отчетом, а уже потом переходить к выговорам и карательным мерам. Точно так же работает и со сближением — чуть больше внимания, личных вопросов и шуток в чатах.

В каких ситуациях какую стратегию коммуникации использовать? 

Мы выяснили, как разные типы руководителей должны общаться с подчиненными. Но в некоторых ситуациях приходится вынужденно занимать определенную позицию. Даже если она не совсем стыкуется с той, в которой вы чувствуете себя комфортно.

Какую позицию занять?

Какую позицию занять? 

Быть другом:
С опытной и сильной командой.

Быть недосягаемым: 
Во взрослом коллективе, где сотрудники не склонны обсуждать отстраненные темы.
Когда у вас я слишком много обязанностей и нет времени, чтобы общаться с работниками.
При большой цепочке подчинений.

Сначала быть недосягаемым, а потом сокращать дистанции:
При повышении в одном и том же отделе. 
Когда вы впервые занимаете руководящую должность и у вас нет опыта управления.
В каких ситуациях нужно быть сотруднику другом, а когда лучше дистанцироваться

Главное

Не существует правильных и неправильных стратегий коммуникации, потому что каждый руководитель выбирает ее под себя и под свой коллектив. Если вы недавно заняли новую высокую позицию, то со временем будет понятно, как общаться с подчиненными и в какой роли вы будете чувствовать себя уверенным лидером. Во время выстраивания отношений с сотрудниками обратите внимание вот на что: 

  • Возраст и опыт сотрудников. 
  • Лояльность коллектива, общую атмосферу в агентстве и процент текучки кадров. 
  • Способы получения обратной связи и обнаружения ошибок в работе — часто ли сотрудники указывают на них самостоятельно, или вы сами обнаруживаете их в процессе. 
  • Необходимость вовлекаться во все ежедневные задачи — требуют ли они вашего полного включения, или подчиненные справляются самостоятельно.
Что вы узнаете:
Комментарии