Одного дизайнера недостаточно, чтобы создать креативный проект, разработать стратегию и выстроить работу команды. За эти задачи отвечает арт-директор. О том, что еще делает этот специалист, рассказали Александр Устинов, CEO диджитал-продакшена полного цикла BeaversBrothers и Илья Лопухов, креативный директор Realweb.
За какие задачи отвечает
Главная задача арт-директора — реализовать креативную концепцию проекта. Она включает создание дизайн-макетов, верстку, выбор цветовой гаммы, а также разработку визуального стиля бренда. Над этим артдир работает вместе с командой. Обычно в нее входят фотографы, дизайнеры, разработчики и копирайтеры.
BeaversBrothers — одновременно дизайн-агентство и видео-продакшн. Поэтому наш арт-директор работает над разными креативными задачами. Например, разрабатывает айдентику, анимационные 2d и 3d ролики, ux-интерфейс, а также отвечает за дизайн коммуникаций.
Разберем подробнее четыре зоны ответственности арт-директора.
Разработка креативной концепции. В диджитал-агентстве арт-директор отвечает за дизайн рекламной кампании. При этом он не просто разрабатывает визуальную часть. Его задача — продумать решение, которое будет соотносится с маркетинговыми целями проекта. Например, чтобы дизайн веб-страниц создавал определенный образ бренда и привлекал новую аудиторию.
Если структурно разделить наш продукт, это всегда три составляющие:
- Стратегическая часть, в которой мы изучаем аудиторию и формируем бриф.
- Творческая часть — это креативные идеи и коммуникационные компании, через которые мы доносим наши смыслы.
- Дистрибуция проектов — это всё, что относится к медиаплатформам, соцсетям и другим каналам взаимодействия компании с аудиторией.
Распределение бюджета. Эта задача включает оценку стоимости креативного проекта. Например, если агентству нужно запустить рекламную кампанию для кофейни, арт-директор смотрит, какой тип рекламы будет наиболее эффективен и насколько он вписывается в общий бюджет.
Взаимодействие с клиентами. Арт-директор постоянно общается с заказчиком для того, чтобы понять его ожидания и согласовать идеи. Коммуникация происходит на этапе пресейла, во время защиты идеи проекта и в процессе получения фидбека от клиента.
Например, клиент хочет разработать новый дизайн сайта. Для этого артдир вместе с менеджером участвует в брифовании клиента, обсуждает с ним референсы и накидывает идеи. После этого он делает арт-директорский мудборд, в котором есть UI-примеры, варианты цветовой палитры и типографики. Итоговый вариант он обсуждает с клиентом.
У нас нет жестких регламентов. Зато есть ретроспективы, на которых я вместе с командой открыто общаюсь с клиентом. Мы фиксируем все наши договоренности в почте, и если в процессе что-то не нравится, я стараюсь находить слова, чтобы об этом сказать. И в то же время клиент может открыто дать обратную связь.
Управление командой. Арт-директор не руководит креативной командой напрямую, но ставит задачи, следит за выполнением и сроками. Если возникает какая-то проблема, задача артдира — постараться помочь сотруднику. Например, он может проверить, совпадает ли дизайн макетов с выбранной идеей. В случае несоответствия арт-директор может еще раз пробежаться по брифу, скинуть дизайнеру пару референсов или поставить задачу на доработку.
Арт-директор организовывает работу команды над проектом. Ему нужно качественно описать задачу, чтобы дизайнер понял ее, а также проконтролировать результат. Кроме того важно проверять, насколько идея вообще реализуема. Например, можно ли сверстать макет дизайнера или подойдет ли шаблон страницы для разных частей веб-сайта.
Анализ результатов. Арт-директор оценивает, как дизайн влияет на поведение потребителей, вовлеченность аудитории и конверсию. Данные аналитики помогают корректировать визуальную стратегию и задачи команды.
У нас есть система, которую мы называем антиватерфол. Вся работа на проекте с помощью нее идет поступательно. Для оценки результатов мы устраиваем подобия мозгоштурмов — общие разборы определенной задачи. На этом этапе у нас участвует почти вся команда: арт-директор, креатор, креативный руководитель, аккаунт-менеджеры. Вместе мы стараемся максимально сузить задачу для стратега, чтобы понять, кто за что будет отвечать. То же самое мы делаем на креативе и на продакшене.
Все задачи можно зафиксировать в должностной арт-директора или договориться о них устно на старте работы.
Арт-директор играет главную роль в креативном проекте. Именно он отвечает за то, чтобы команда реализовала идею, а клиент остался доволен дизайном.
Какие навыки должны быть у арт-директора
Функции арт-директора связаны с дизайном, маркетингом и менеджментом. Поэтому у этого специалиста должен быть широкий набор скилов: от знания графических программ до умения выяснить у клиента, какой результат он хочет получить.
Главные навыки арт-директора — это высокая дизайн-культура и умение посмотреть на бизнес-задачу с точки зрения того, как она будет выражена в дизайне. Также он должен уметь слушать других и в принципе работать с командой. Кому-то нужно донести свою точку зрения, а кому-то — детальнее объяснить задачу.
Также арт-директору важно уметь находить общий язык со всеми: от клиента до анатика, с которым он будет обсуждать структуру сайта. Поэтому коммуникация — один из ключевых софт-скилов.
Важная штука для арт-директора — это умение строить горизонтальный нетворкинг. Он должен знать, где найти классного дизайнера без помощи HR. Еще один скилл — это умение себя презентовать и защищать проекты. Артдир должен быть приятным человеком, потому что клиенты обязательно оценят, как он общается. Без этих навыков арт-директору будет сложно.
Разберем важные навыки артдира, которые выделили наши эксперты.
Творческий взгляд. Арт-директору важно уметь мыслить нестандартно и отходить от классических решений. Это нужно для того, чтобы создавать уникальные дизайн-концепции.
О том, как создать артдир может использовать ютуб-канал в креативной стратегии, читайте в статье.
У каждого арт-директора должен быть свой стиль. Он включает определенный взгляд на жизнь, видение красоты, понимание того, что круто, а что нет. Это выделяет человека в творческой профессии и помогает создать что-то необычное.
Глубокое понимание принципов дизайна. Арт-директор должен разбираться в рекламных макетах, визуальных композициях, цветовых схемах и типографике. Это необходимо для того, чтобы выбирать разные дизайнерские решения как для клиента, так и для создания кейсов агентства.
Стратегическое мышление. Для того, чтобы дизайн решал задачу, арт-директору важно связывать идеи с целями бизнеса. Тогда креативная стратегия повысит узнаваемость компании или поможет решить другую задачу клиента.
У нас весь визуальный концептинг строится на четком понимании брифа и стратегии. Например, наши стратеги находят информацию, которая даже без креативного воплощения выглядит интересно. На основе нее я могу построить идеи. Но бывает и так, что мы делаем стратегические вещи, которые основаны только на цифрах.
Широкий кругозор. Арт-директору необходимо отслеживать тенденции рынка, изучать кейсы других агентств и компаний. Это нужно для того, чтобы понимать какие дизайн-решения можно применять в разных проектах.
Управленческие навыки. Арт-директор выстраивает работу над проектом, поэтому ему важно уметь мотивировать креативную команду. Также он должен знать, как организовать процесс и решать проблемы в ходе проекта.
Команду необходимо развивать, так как рынок всё время меняется, и отставать по навыкам нельзя. Я стараюсь обучать дизайнеров новым инструментам и прокачивать хард-скилы, которые у них западают.
Собрали в таблицу главные навыки хорошего арт-директора.
Арт-директор работает с разными задачами в проекте. Поэтому для него одинаково важны как прокаченность в дизайне, так и софт-скилы. Далее рассмотрим, как руководителю агентства понять, есть ли нужные навыки у артдира.
Как проверить эти навыки
Для того, чтобы понять уровень арт-директора, нужно изучить его опыт. В этом помогут ответы на следующие вопросы:
- Какие задачи он решал в предыдущих проектах?
- Как видит коммуникационную стратегию?
- Какие сотрудники были в его креативной команде?
Эти вопросы руководитель может задать на собеседовании. Ответы помогут оценить общий уровень арт-директора.
На собеседовании можно провести несколько кейсов. Еще важно смотреть на опыт в дизайне. У хорошего арт-директора он должен быть не менее трех лет. Но стоит понимать, что уровень скилов можно увидеть только в работе.
Вот основные шаги, которые помогут оценить навыки арт-директора:
- Анализ портфолио. Обратите внимание на разнообразие проектов, техники дизайна и общее оформление кейсов.
- Собеседование. Задайте вопросы о подходе к работе, сложностях в проекте и результатах в креативных стратегиях.
- Тестовое задание. Дайте кандидату кейс или креативную задачу. Например, разработать дизайн-концепцию или составить ТЗ для команды.
- Рекомендации. Спросите у предыдущих работодателей или клиентов, как шел процесс работы и что они думают о скилах кандидата.
При найме артдира важно проверять опыт и задачи, которые он решал в предыдущих агентствах. При этом стоит отталкиваться от того, какой человек вам нужен в команду, и кто в нее лучше всего впишется.
Где искать арт-директора
Существует несколько вариантов найма арт-директора. Как и любого другого специалиста, его можно найти с помощью:
- нетворкинга,
- работных сайтов,
- телеграм-каналов,
- диджитал-конференций.
Рассмотрим каждый вариант подробнее.
Нетворкинг. В диджитал-среде руководители и креативные специалисты часто знают друг друга. Поэтому первым делом спросите коллег, партнеров и сотрудников, могут ли они порекомендовать хорошего арт-директора.
Работные сайты и платформы. Поискать резюме арт-директора можно на HeadHunter, Geekjob и LinkedIn. На сайтах есть фильтры по нужным навыкам и опыту, а также возможность разместить объявление о вакансии.
Я разместил резюме в 2020 году на HeadHunter. Тогда я заканчивал работать как стратегический директор в Solid Media. Со мной связалась HR и мы классно поболтали. Затем позвали коммерческих директоров на встречу и вместе решили делать креативные продукты.
О том, как создать крутое креативное агентство и собрать в нем звездную команду, читайте в статье.
Телеграм-каналы. В них так же можно разместить пост с вакансией или поискать сотрудника в тематических диджитал-каналах. Как правило, установить контакт с человеком через лс проще, чем на работном сайте.
Арт-директора живут примерно в тех же каналах, что и дизайнеры. Но вообще надо прокачивать свой нетворкинг: участвовать в конференциях, конкурсах, онлайн-мероприятиях. Тогда и CEO быстрее выйдет на нужного специалиста, и сам арт-директор сможет найти крутой проект.
Диджитал-конференции. На таких мероприятиях можно посмотреть на человека в неформальной среде и пообщаться о задачах в агентстве. Также на конференции можно получить рекомендации от коллег и опытных дизайнеров.
Поиск хорошего арт-директора может занять время. Для того, чтобы процесс сильно не затягивался, используйте все ресурсы: от нетворкинга до конференций.
Главное
Арт-директор необходим агентству, которое хочет развивать дизайн и создавать классные креативные проекты. Вот что еще важно знать о роли этого специалиста в команде:
- Функции арт-директора связаны с дизайном, маркетингом и управлением креативной командой.
- Артдир отвечает за креативную концепцию: разрабатывает макеты для рекламных кампаний, определяет стиль и цветовую гамму.
- Творческий взгляд, управление командой, стратегическое мышление, умение анализировать результаты — главные скилы специалиста.
- Найти артдиректора можно на сайтах с вакансиями, конференциях, в телеграм-каналах и с помощью нетворкинга.