Беби-бум в агентском бизнесе: есть ли он сейчас и чего ждать в ближайшем будущем?

Обсуждаем с экспертами текущее состояние рынка и перспективы его развития

Мнение
18.01.24
Автор:
#Масштабирование

Агентский рынок в последние годы существенно вырос: новые компании появляются довольно часто. Можно ли говорить о моде на создание своего бизнеса в диджитале и что будет с рынком в ближайшие годы — обсуждаем с экспертами.

Артём Логинов,
шеф КОМРЕДЫ
Алексей Парфун,
CEO Agenda media group, вице-президент АКАР

Существует ли тренд на массовое открытие агентств?

Эксперты не вполне согласны, что агентский рынок переживает период беби-бума. В России диджитал-агентства в целом довольно новое явление, и пока их количество растет пропорционально спросу на их услуги.

Предприниматели из реального сектора с опытом в этом бизнесе не станут открывать агентства, — то есть, например, бизнесмен, который много лет занимался промышленным производством, вряд ли откроет рекламное агентство. Это делают те, кто наработал достаточно экспертности в диджитал-сфере в найме и хочет расти дальше. И кажется, так было всегда.

Артём Логинов,
шеф КОМРЕДЫ

Мнение, что агентства появляются слишком часто и быстро, может быть результатом практики дробления больших компаний. Нередко отделы в них разрастаются, сотрудники накапливают внутреннюю экспертность и постепенно выходят в отдельный бизнес.

Надо разделять бренды и конечного бенефициара: часто конечный бенефициар один у большой группы разных агентств, и по факту это не разные бизнесы, а относительно автономные подразделения одного и того же.

Алексей Парфун,
CEO Agenda media group, вице-президент АКАР

Эксперты считают, что в настоящее время на фоне общей волатильности экономики прирост количества агентств замедляется.

Рынок так или иначе не растет теми темпами, к которым мы привыкли. В лучшем случае мы находимся в состоянии стагнации. Палитра экспертизы тоже представлена довольно широко, поэтому я жду сокращения количества агентств: тяжело выживать без постоянного угля в топку, когда сложно находить новые кадры и новых клиентов.

Алексей Парфун,
CEO Agenda media group, вице-президент АКАР

Состояние диджитал-рынка зависит от состояния рынка в целом: заказчики закрываются или не наращивают спрос на диджитал-услуги, потому что у них меньше свободных средств.

Что происходит на агентском рынке сейчас?

Помимо стагнации, для современного агентского рынка характерны заполненность и небольшой средний срок существования компаний.

Заполненность всех ниш на рынке. Обычно агентства открывают специалисты, которые накопили достаточно опыта в найме или фрилансе и хотят развития.

Я открыл свое агентство, потому что хотел. А надо ли было — об этом можно будет говорить лет через пять.

Артём Логинов,
шеф КОМРЕДЫ

Специалисты открывают свои агентства, чтобы удовлетворять больше запросов клиентов. Эксперты считают, что это правильно и логично: на рынке появляется потребность в определенной экспертизе, и эксперт в этой сфере в итоге получает больше заказов. Как результат, у него появляется возможность и необходимость создать свое агентство. Так работает не только диджитал-рынок, но и многие другие.

Небольшой срок жизни агентств. На рынке диджитала относительно невысока цена входа, поэтому открыть агентство просто: можно не арендовать офис, не нанимать сотрудников на старте. В результате нередко руководителями становятся люди без управленческого опыта. Они быстро сталкиваются с финансовыми и юридическими проблемами, к которым не были готовы, и их агентства закрываются.

По моим оценкам, средний срок жизни диджитал-агентств — два-три года. Пять лет — это уже почти максимальное время существования.

Алексей Парфун,
CEO Agenda media group, вице-президент АКАР

Важно не относиться к продукту внимательнее, чем к финансам и менеджменту в агентстве. 

Каковы прогнозы развития рынка?

Предсказать долгосрочные тренды развития агентского рынка невозможно, но в краткосрочной перспективе эксперты прогнозируют сохранение текущих трендов. 

Стагнация на рынке. Сложно создавать новые агентства, когда нет уверенности в стабильности экономики в целом. С большей вероятностью будут выживать те, кто уже накопил достаточно хорошей экспертизы.

Рост и развитие серого сектора. На фоне общей волатильности у агентств может стать больше клиентов из «серых» секторов. Например, продвижение российских криптопроектов, которые хотят выйти на мировой рынок, или работа с компаниями, которые занимаются ввозом товаров в обход таможенных правил.

Сохранение приоритета крупных игроков. Доминирование крупных компаний будет сохраняться по инерции: их имена известны на рынке и клиенты им доверяют. Это также станет дополнительным сдерживающим фактором для появления новых агентств.

Без возможности роста нет стимула к существованию. А расти сложно из-за жесткой конкуренции за кадры, которые забирают большие проекты, например «Сбер», «Яндекс», «ВКонтакте».

Алексей Парфун,
CEO Agenda media group, вице-президент АКАР

В то же время эксперты отмечают, что именно небольшие агентства создают новые инструменты и методы работы. Со временем они станут более актуальными, чем стандартные подходы крупных игроков рынка.

Что вы узнаете:
Комментарии